“Всю мощь страны, прежде всего интеллектуальную, мы должны направить на развитие авиации. Это дело государственной важности. И на данном этапе оно не относится к экономической категории, а направлено на обеспечение технического роста России. Все, что делалось до настоящего времени в данной сфере, – это лишь временное латание дыр. А хочется летать на отечественных, причем конкурентоспособных, самолетах…”, – такими словами Президент Минтимер Шаймиев встретил в своей резиденции в Казанском Кремле руководителя Федерального агентства по промышленности (ФАП) Бориса Алешина.
В течение двух дней Борис Сергеевич, а также президент – генеральный конструктор ОАО “Туполев” Игорь Шевчук и их коллеги побывали на некоторых предприятиях оборонного комплекса Татарстана. Московских гостей интересовали многие вопросы, главное – ход выполнения заказов, размещенных на наших заводах федеральными органами власти, в том числе строительство на КАПО имени Горбунова среднемагистрального самолета Ту-214, предназначенного для Главного управления материально-технического и транспортного обеспечения Управления делами Президента РФ. В процессе кремлевской встречи, в которой также приняли участие Премьер-министр Рустам Минниханов, первый вице-премьер Борис Павлов, стороны обсудили перспективы развития конкретных предприятий “оборонки”.
– Сейчас промышленность России находится на таком витке развития, когда речь уже не идет о какой-либо стандартной модели реформирования всех предприятий, – считает Борис Алешин. – Мы рассматриваем преобразование отдельно взятой организации как некой эксклюзивной конструкции. К примеру, решается вопрос о создании на базе “Точмаша” казенного предприятия, но нацеленного на производство по новым технологиям и профильной продукции, и диверсифицированной. А зеленодольский Завод имени Серго вполне может стать одной из основных в стране производственных площадок по выпуску бытовой техники, поскольку объем изделий военного назначения там невелик.
По мнению руководителя ФАП и его коллег, Казанский пороховой завод на фоне растущей конкуренции однозначно нуждается в модернизации и оснащении передовыми технологиями. Есть предложение в обозримом будущем начать строительство аналогичного предприятия в Менделеевске, где химическая промышленность на высоте, а значит, имеются нужные квалифицированные кадры.
Минтимер Шаймиев, как убежденный сторонник развития отечественного гражданского авиапрома, особое внимание уделил именно этому вопросу. В беседе с журналистами он сообщил, что стороны обсудили возможность организации серийного производства ближнемагистрального самолета Ту-334. Но чтобы освоить данную модель исходя из соответствующих мировых требований, необходимо разработать комплексный проект по менеджменту и продвижению летательного аппарата на рынок, обслуживанию лайнера и так далее.
– Перед специалистами, включая конструкторов, поставлена задача – представить конкурентоспособный проект, чтобы из самолета Ту-334, опытный экземпляр которого уже имеется, сделать продукт для продажи, – констатировал Президент. – Необходимо изучить спрос на эту машину, причем ориентироваться не на десяток таких самолетов, а на сотни. Наладить серийное производство лайнера – дело очень затратное. Поэтому нужно быть уверенными в том, что есть большая потребность в Ту-334.
Как известно, существуют разные мнения об этой модели самолета: одни говорят, будто она устарела, другие – диаметрально противоположное.
– Данный самолет, являющийся детищем высококвалифицированных конструкторов и очень опытного завода, – машина современная, – говорит Борис Алешин. – Но пока она остается полупродуктом. И наш визит в Казань был изначально нацелен на то, чтобы совместно с руководством республики и КАПО наметить план мероприятий, реализация которых поможет самолету Ту-334 стать продуктом.
Одним из вариантов выполнения озвученного Минтимером Шаймиевым проекта является создание объединенной авиационной корпорацией “Туполев” и Казанским авиационным производственным объединением совместного предприятия. Такое СП будет призвано поставить этот проект на коммерческие рельсы, то есть освободить его от прямой бюджетной поддержки. Предполагается, что компания привлечет к реализации программы инвесторов, займется пиаром 334-й машины и продвинет ее на рынок.
В завершение встречи Президент сообщил, что вхождение КАПО имени Горбунова в объединенную авиационную корпорацию – вопрос решенный, в настоящее время регулируются некоторые имущественные дела. “Когда объединились мощные силы авиационной промышленности России, наш завод не может остаться за бортом. В одиночку мы не сможем спасти свое предприятие, которое, между прочим, продолжает выполнять и оборонные заказы Федерального центра”, – сказал Минтимер Шаймиев.