Закон сохранения энергии

Сегодня Татарстан является одним из благополучных регионов страны.

Автор статьи: Ирина СИМОНОВА

Сегодня Татарстан является одним из благополучных регионов страны. Стабильные показатели и достаточно высокие темпы экономического роста республика смогла обеспечить в немалой степени благодаря решительной модернизации своей политико-правовой базы.


Подводя итоги работы республиканского парламента в 2006 году, Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин отметил, что значимым для республики шагом стало принятие экономически перспективных долгосрочных программ, а также ряда законов, юридически обеспечивающих реализацию в Татарстане социально-экономических реформ.


Председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат ГалеевО том, как законодательный орган власти работает в этом направлении, мы беседуем с председателем Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Маратом Галеевым.


– Марат Гадыевич, известно, что правовое обеспечение экономических реформ трудно представить без разработки механизмов, гарантирующих выполнение принимаемых законов. В связи с этим можно ли сказать, что принятые в прошлом году долгосрочные программы и являются такими механизмами?


– Действительно, в последние два-три года удается двигать реформы через реализацию законов, принимаемых в виде целевых программ. Программные целевые подходы мы пытались использовать и раньше, но тогда была трудно прогнозируемая ситуация в экономике, еще не устоялись рыночные институты, поэтому программы носили более расплывчатый характер. Хотя концептуально некоторые из них имели существенное значение – по крайней мере, в понимании того, как создавать конкурентоспособную рыночную экономику. Например, пятилетняя программа, принятая в республике в 1999 году, опередила российские подходы на год-полтора. Тогда существенную помощь нам оказали ученые из Гарварда. Должен сразу сказать: когда я употребляю понятия “наша”, “мы”, то речь идет, прежде всего, о результатах труда исполнительных органов власти, которые, в свою очередь, привлекают к этой работе еще и ученых, и научно-исследовательские центры. В конечном счете принятые программы – это плод совместных усилий многих людей, включая и депутатов Госсовета.


Возвращаясь к прошлым годам, отмечу, что одной из важных является принятая, уже вторая по счету, программа поддержки малого бизнеса. Результаты ее выполнения были недавно проанализированы на съезде предпринимателей Татарстана. Выявились актуальные проблемы, которые в значительной мере сопрягаются, например, с развитием частного бизнеса в жилищно-коммунальной сфере. Видно, что здесь еще очень многое нужно сделать всем органам государственной власти во взаимодействии с местным самоуправлением. Скажем, реально демонополизировать ряд сфер, включая ЖКХ, создав там конкурентную среду.


– А в чем особенность принятой в 2006 году программы энергоресурсоэффективности, рассчитанной на пять лет?


– Эта программа достаточно конкретна. Наша экономика, если брать удельную энергоемкость валового продукта, остается низкоэффективной. На каждый рубль валового продукта, по сравнению с развитыми странами, мы тратим в три с лишним раза больше условного топлива, или киловатт-часов, или сырья при выпуске аналогичной продукции. При этом можно слышать, что, дескать, Россия – северная страна, как тут экономить на энергоресурсах?


Я думаю, в этих оправданиях есть лукавство. Потому что, скажем, Норвегия и Канада – тоже северные страны, и климат у них схожий с нашим. Но они находятся в лидирующей группе стран по энергоэффективности на единицу валового продукта. Это означает, с одной стороны, что нам нужно построить соответствующим образом структуру валового продукта, а с другой – говорит о колоссальных резервах энергосбережения. И речь не о том, чтобы любой ценой экономить, например, на освещении, а о рационализации в первую очередь.


Кстати, программа, о которой мы говорим, – вторая по счету. А первая была утверждена постановлением Кабинета Министров РТ пять лет назад. Мероприятия, которые были проведены на уровне республики, повысили энергоэффективность сразу на 27 процентов. То есть мы “сняли” резервы, лежащие на поверхности, и просто оптимизировали ряд затрат. Теперь работу в этом направлении предстоит углубить. Ведь, например, такая ключевая отрасль, как нефтехимия, является очень энергоемким направлением. Поэтому, считаю, повышению энергоэффективности нужно отдать одно из центральных мест в реализации общеэкономической политики.


– Есть ли у Татарстана реальный шанс и дальше повышать свою конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность?


– Дальнейшее повышение конкурентоспособности республиканской экономики возможно только на условиях интеграции с ведущими корпорациями мирового уровня, наращивания интеллектуальной части собственного потенциала. Поэтому считаю принципиально важным все то, что сделано в минувшем году для вступления России в ВТО. Много противников у этого решения, оно сулит немалые трудности, но другого пути просто нет.


Мы должны не только научиться играть по общим для всего мира правилам, а в ВТО состоит большинство стран, но и приобщаться к технологиям двадцать первого века. Эти технологии, конечно, чрезвычайно дороги. Настолько, что их реализация не под силу ни одной стране в одиночку. Сегодня нельзя сдвинуть экономику путем отдельных заимствований, чем она отличалась в советское время. Успеха можно достичь только на основе совместных кооперационных усилий. И если мы хотим чего-то добиться, нужно что-то и самим предложить на этом рынке, стать интересными для партнеров.


– Давайте вернемся к долгосрочным республиканским программам. Они ведь, как я понимаю, тоже нацелены на повышение инвестиционной привлекательности Татарстана?


– Разумеется. Если взять принятую Госсоветом программу развития транспортного комплекса Татарстана, рассчитанную до 2020 года, то она, по сути, предполагает совершенствование инфраструктуры республики. Эта программа интересна прежде всего тем, что мы впервые попытались рассмотреть весь транспортный комплекс в целом, с перспективой оптимизации его структуры.


С переходом к рынку многое здесь изменилось. Если раньше преобладали железнодорожные перевозки, то теперь по динамике автомобильный транспорт опережает, пожалуй, все другие виды. И этот факт, конечно, заставляет думать, как наращивать строительство дорог. Тем более что и количество частных автомобилей за годы реформ возросло кратно. Словом, проблема дорожного строительства становится одной из ключевых.


Тут кстати будет пример из недавнего прошлого. Республика начала возводить известный мост через Каму у переправы Сорочьи Горы в то время, когда инвестиционная обстановка была совершенно неподходящей. Но мы его упорно строили и сумели сдать в 2003 году. Для Татарстана, я считаю, это эпохальное событие. Ведь отсутствие такого моста, по сути, “разрывало” республику на две части. Зато ввод его в эксплуатацию стал мощным стимулом к развитию экономики ряда районов Закамья… Между прочим, принятой программой предусматривается достичь таких результатов, когда транспортная доступность установится в пределах 3-4 часов из любой точки Татарстана! Это, конечно, идеальный вариант, но я думаю, что цель, в принципе, достижима.


– Известно, что дольше других разрабатывалась программа развития топливно-энергетического комплекса…


– Она также долгосрочная, рассчитана до 2020 года, и ее значение трудно переоценить еще и в связи с тем, что Татарстан – нефтедобывающая республика. Проект многократно совершенствовался, на уровне “нулевого чтения” возвращался в Правительство на доработку. Зато теперь этой программой прогнозируется, в достаточно четко просчитанном варианте, добыча нефти, воспроизводство запасов.


Появился новый важный раздел по “тяжелой нефти”. Если прежде это направление осмысливалось больше в теоретической плоскости, то 2006 год ознаменовался тем, что в республике начала функционировать экспериментальная скважина и появилось более конкретное видение развития добычи и переработки “тяжелой нефти”. Но, нужно отметить, появилось не случайно. Уже в течение десяти лет, раз в два года, у нас проходит международная конференция по “тяжелой нефти”, и сегодня видно, что татарстанские геологи и нефтяники за это время высоко поднялись в научном плане. Добавлю: с привлечением лучших сил мирового уровня. Все это нашло свое отражение в разделе “Нефтедобыча и нефтепереработка на топливо”.


В программе обозначены также достаточно серьезные планы развития топливной промышленности. Ведь, хотя республика была нефтедобывающей последние 60 лет, она не имела собственных производств переработки на топливо. Потому что планирование в советский период нередко основывалось не на экономических аргументах, а на политических. Вот и получалось, что добывали углеводородное сырье в одном месте, а перерабатывали в другом, наращивая непроизводительные затраты на перевозку сырой нефти.


– Рыночный механизм диктует другую аргументацию?


– Теперь во главу угла ставится экономическая, рыночная эффективность кооперационных процессов. Поэтому становление топливной промышленности в республике – это одновременно и стратегическая задача. Первые успехи уже есть, мощности в Нижнекамске задействованы, но предполагается их кратно увеличить строительством ряда предприятий по выпуску видов топлива мирового качества. Все проекты, которые сейчас закладываются, должны выдерживать соответствующую конкуренцию. В отличие от советских проектов и советской продукции, которые были ориентированы исключительно на внутренний рынок и никоим образом не выдерживали международного уровня конкуренции.


– Марат Гадыевич, вы не раз подчеркивали, что наша энергетика на 99 процентов зависит от газа. Необходимость снижения технологической зависимости от него вынуждает всерьез задуматься об альтернативных источниках энергии. А в программе, о которой мы говорим, эти моменты как-то обозначены?


– С одной стороны, энергетические мощности развиты в республике сильно, с другой – мощности эти морально устаревшие. Не случайно поэтому “Татэнерго” делает серьезную ставку на новые генерирующие установки – газотурбинные, парогазотурбинные, комбинированной выработки электрической энергии и тепла. Так что в программе заданы направления, которые соответствуют международному уровню. Тут очень много работы, и республика не имеет права потерять здесь конкурентоспособность. Поскольку одним из недостатков нашей энергетической системы является ее ориентированность на газ, в программе есть акценты, которые призваны привлечь внимание к выработке электрической энергии на альтернативных источниках.


– В Европе также принята энергетическая стратегия до 2020 года, где заложено такое соотношение: треть электрической энергии будет вырабатываться тепловыми станциями на газе, треть – на мазуте и треть – на альтернативных источниках. А мы когда придем к такому раскладу?


– Альтернативные источники имеют тенденцию к увеличению своего удельного веса, причем в разных странах по-разному. У возобновляемых источников энергии достаточно большой срок окупаемости, они недешевы, но игнорировать, не учитывать их в структуре энергетического комплекса уже нельзя. Наши депутаты при внесении поправок вели по этим вопросам длинные дискуссии, стремились усилить это направление.


Я знаю, что часть бизнес-сообщества интересуется в практическом плане альтернативными источниками энергии. В недалеком будущем, полагаю, у нас могут появиться тепловые станции, использующие такие источники. Мы будем этому свидетелями. Но еще раз подчеркну: технологически они недешевы. Поэтому для реализации подобных проектов нужны соответствующие макроэкономическая ситуация, инвестиционный климат и, конечно, государственное стимулирование, как в Европе. У республики сейчас таких полномочий нет, они изъяты. Впрочем, я уже говорил, что решение проблем, связанных с газом, имеет стратегическое значение для России. Поэтому на федеральном уровне власть рано или поздно такими вопросами озаботится.


– И последнее. Помимо чисто законодательной работы, парламент республики контролирует ход реализации в Татарстане четырех приоритетных национальных проектов. Ваш комитет, я знаю, задействован на проекте “Доступное и комфортное жилье – гражданам России”. Каковы ваши оценки сделанного?


– Мне, как председателю парламентской комиссии по контролю за этим проектом, приятно отметить, что в республике плановые наметки по объемам вводимого жилья, по всей вероятности, будут достигнуты. Правда, это предварительная оценка, итоги узнаем чуть позже. Справилась с заданием и Казань. Город добился успеха, как мне кажется, создав бесперебойный задел для непрерывной работы на больших площадках, то есть организовал некий строительный конвейер. Кроме того, принципиально важно, что в Казани в качестве пилотного проекта начали применять в строительстве технологии малоэтажного домостроения, так называемого быстровозводимого жилья.


Частный бизнес в республике “подбирается” к освоению этих технологий, которые удешевляют стоимость квадратного метра. Жилье на рынке появляется – разного уровня качества, комфортности и, соответственно, разной стоимости. 2006 год был, по сути, годом подготовки к внедрению этих технологий в массовое производство. Я думаю, у нас появятся предприятия, которые на рынке будут предлагать относительно дешевое быстровозводимое жилье, а не то однообразие, которое было в предыдущие десятилетия. Оценка работы Татарстана в рамках именно этого проекта будет дана в скором времени и на самом высоком уровне. 19 января в Казани состоится заседание Президиума Государственного Совета РФ, где Татарстан поделится своим позитивным опытом в этом направлении.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще