Ускорение автограда

Для мэра Набережных Челнов Ильдара Халикова стало уже традицией в конце декабря на встрече с журналистами оценивать работу отраслей экономики, динамику социальных процессов в городе.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

Для мэра Набережных Челнов Ильдара Халикова стало уже традицией в конце декабря на встрече с журналистами оценивать работу отраслей экономики, динамику социальных процессов в городе. Не изменил он ей и накануне нового, 2007 года.


Уходящий год открыл новую страницу в истории автограда, ставшего муниципальным образованием, сказал, начиная встречу, И.Халиков. Чтобы приблизить органы власти к населению и повысить уровень его самодеятельности, созданы три районных исполнительных комитета: Автозаводский, Центральный и Комсомольский. Год работы в условиях реального местного самоуправления показал: курс развития выбран правильно. Удалось сохранить и приумножить положительные тенденции в социально-экономическом развитии города, заложенные несколько лет назад. Принятие нового генплана города стало прочным фундаментом для повышения инвестиционной привлекательности Челнов. Благодаря этому удалось реализовать ряд крупных проектов, сдать в эксплуатацию важнейшие объекты, активизировать жилищное строительство.


В уходящем году промышленными предприятиями города произведено товарной продукции почти на 108 млрд. рублей. Таким образом преодолен важный психологический рубеж – 100 млрд. рублей. Индекс роста промышленного производства составил 122 процента. Тогда как в целом по стране и в республике промышленность подросла примерно на 6 процентов.


Главный “виновник” ускорения – КамАЗ, выпустивший за год товарной продукции более чем на 85 млрд. рублей, что на четверть выше уровня прошлого года. А по грузовикам (42,5 тысячи штук) рост и вовсе составил 31,5 процента. Несмотря на это, потребители стоят в очереди за машинами по 2-3 месяца, настолько высок на них платежеспособный спрос.


ОАО “ЗМА” нынче планирует выпустить около 5,5 тысячи автомобилей Rexton, параллельно увеличивая сборку легковых автомобилей Kyron и Fiat. По мнению И.Халикова, в перспективе “дочка” компании “Северсталь-авто” окажется вторым по значению после КамАЗа предприятием в Набережных Челнах.


Среди точек роста – пищевая промышленность. Наряду с известными предприятиями появились новые: “Счастливые времена”, “Частная пекарня Акульчева”, вышедшие на российский рынок и готовые конкурировать с зарубежными производителями продовольственных товаров.


И, конечно, нельзя не отметить стремительный рывок вперед строительной отрасли. За год объем строительно-монтажных работ в городе увеличился в три раза! Набережные Челны вновь стали такими, как тридцать лет назад, – сплошной новостройкой.


Помимо частных инвестиций в городе активно осваиваются и бюджетные средства. При поддержке Президента Минтимера Шаймиева и вице-спикера Госдумы Олега Морозова удалось профинансировать окончание строительства Дворца творчества детей и молодежи, длившегося 13 лет. Подрастающее поколение автограда получило в свое распоряжение современный досуговый комплекс, где в 800 кружках и секциях одновременно могут заниматься 20 тысяч ребят. А теперь, когда Правительство РТ приняло решение о выделении 100 млн. рублей на достройку в поселке ЗЯБ воздухоопорного спорткомплекса, возводящегося в рамках федеральной целевой программы при содействии партии “Единая Россия”, есть полная уверенность в том, что уже в первой половине 2007 года в городе появится второй искусственный лед.


Налицо и успехи в сфере жилищного строительства. Первоначальный прогноз на 2006 год был 180 тысяч квадратных метров жилья. Однако в итоге его введено 200 тысяч квадратных метров. Коррективы в первоначальные расчеты внесли социальная ипотека, республиканская программа обеспечения жильем молодых семей, а также расширяющееся участие банков в субсидировании покупок челнинцами квартир в рассрочку на коммерческих условиях. На


1 декабря 2006 года банками выдано населению на эти цели более 2 млрд. рублей – это 40 процентов портфеля ипотечных кредитов по республике.


Мэр достаточно подробно остановился на ходе реформы ЖКХ. Сегодня жилищным фондом полумиллионного города распоряжаются 13 управляющих компаний и 25 товариществ собственников жилья, партнерами которых являются свыше 50 подрядных организаций. Конкурентная среда в этом секторе создана, что позволяет не только оптимизировать расходы на содержание жилищного фонда, но и заметно улучшить качество оказываемых услуг.


Капитально отремонтированы 350 домов, на что ушло 157 млн. рублей бюджетных средств, не считая 112 млн. рублей платежей населения. Основной упор делался на восстановление кровли и комплексный ремонт подъездов. Таково было пожелание самих челнинцев, заметил И.Халиков, отвечая одному из журналистов, задавшему вопрос, когда у коммунальных служб города дойдут руки до подземных переходов, в которые становится опасно спускаться. Из-за ограниченности ресурсов нельзя хвататься за все сразу, сказал глава города. Приходится вырабатывать систему приоритетов, принимая во внимание и общественное мнение. В результате вместо запланированных 1220 подъездов отремонтировано почти 1300. Продолжается реализация программ “Светлый подъезд”, “Челнинский дворик”. В наступающем году муниципальные власти намерены также всерьез взяться за дороги. Дойдет очередь и до подземных переходов.


От предложения назвать фамилии известных челнинцев, которым по итогам года он бы вручил воображаемый “Оскар”, И.Халиков отказался, сославшись на то, что таких много, особенно среди директоров промышленных предприятий. Однако в сфере культуры есть бесспорный кандидат на получение такой награды – Игорь Лерман: заслуги художественного руководителя Концертного зала органной музыки и камерного оркестра “Провинция” в повышении статуса города как культурного центра очевидны. Высокой оценки удостоилась и деятельность руководителя исполкома города Василя Шайхразиева.


В то же время к одному из серьезных недостатков, нуждающихся в срочном устранении, мэр отнес наличие “зазора” во взаимоотношениях муниципальных служб с населением. Именно по этой причине оказались неудачными эксперименты по изменению способа доставки пенсий и социальных пособий людям, которым они назначены. Тревогу у него вызывает и продолжающийся рост наркомании среди молодежи. Информация о подростках, умерших от передозировки наркотиков, поступает мэру два раза в неделю. Однако, несмотря на его личный контроль работы правоохранительных органов и общественных формирований, вставших на путь борьбы с социальным злом, успехи пока относительны.


В большинстве случаев решение конкретной проблемы упирается в нехватку денег. Каким в идеале должен быть бюджет автограда? В настоящий момент, пояснил И.Халиков, доходная его часть покрывает лишь текущие расходы города. А требуется еще найти средства на ликвидацию допущенного в предыдущие полтора десятилетия недоремонта жилищного фонда, дорог и объектов соцкультбыта – в общей сложности 17 млрд. рублей. И, безусловно, бюджет должен включать в себя раздел, посвященный развитию города. К 2010 году темпы жилищного строительства в нем должны возрасти до 310 тысяч квадратных метров в год. Необходимо приступать к освоению новых территорий: микрорайонов “Замелекесье”, “Прибрежный”, “Молодежный”. Средства на то, чтобы подтянуть сюда инженерные сети, требуются немалые.


– Но безвыходных ситуаций не бывает, – успокоил оторопевших от астрономических сумм журналистов И.Халиков. И отвечая уже на вопрос, не переедет ли он в скором времени в Казань, а то и в Москву, продолжил: – В первую очередь есть огромное желание вместе с челнинцами реализовать все задуманные в городе проекты.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще