В редакцию нашей газеты пришло полное гнева и понятного возмущения письмо, в котором многочисленная группа тружеников бугульминского ОАО “СМУ-36” сообщает о том, что коллектив управления не получает заработную плату уже просто “до неприличия долго”, хотя им реализованы значительные производственные программы. “А ведь всем нам надо на что-то жить, платить за коммунальные услуги, воспитывать и учить детей. Мы все погрязли в долгах”, – говорится в письме.
После расследования этой неприятной ситуации, в коей эти люди оказались, сообщаю, что есть у меня для них две новости. Хорошая: долги по зарплате, очевидно, скоро им будут все-таки возвращены. Плохая: надежд на то, что их предприятие продолжит свое существование, практически нет. Или их очень мало.
В такую печальную судьбу некогда славного ОАО невозможно было поверить еще в 2000 году, когда широко и торжественно отмечалось его пятидесятилетие. Произносимые тогда на банкете тосты за дальнейшее процветание управления имели, как говорится, под собой полное основание, поскольку предприятие обладало не только хорошо развитой материально-технической базой, профессионально сильным кадровым составом, но и, что, пожалуй, главнее, – традициями коллектива-победителя, способного решать самые сложные задачи. Недаром же его привлекали к строительству всемирно известного нефтепровода Уренгой – Помары – Ужгород и других важных для страны объектов.
А о том, что управление не намерено ходить в аутсайдерах, оно заявило с первых же месяцев своей трудовой биографии, накрепко связанной с развитием добычи “черного золота”, причем не только на территории Татарстана.
Возведением газокомпрессорных, нефтеперекачивающих станций СМУ-36 занималось и после того, как из треста “Татспецстрой” оно было переведено в новообразованный трест “Таткомплектмонтаж”. При реорганизации из названия выпала буква “С”, и предприятие стало МУ-2, хотя продолжало строить дома, в том числе для своих работников.
И ничто вроде бы не предвещало беды, но осенью 2005 года из-за целого комплекса причин началось оформление документов по объявлению монтажного управления банкротом. Затем на его, образно выражаясь, развалинах несколько альметьевских организаций учредили предприятие под прежним названием СМУ-36. Но и это еще ясельного возраста управление тоже уже дышит на ладан…
Многие монтажники наряду с бывшим начальством упрекают и нынешнего руководителя закрытого акционерного общества “Татнефтегазстрой” А.Фаррахова. Это вполне логично: уж коли человек возглавляет компанию, в структуре которой находилось МУ, то, естественно, несет ответственность и за него. Хотя нынче не столь важно найти виновников в развале коллектива, сколько нужно думать над тем, как поставить предприятие на ноги.
Разговор об этом с М.Газизовым, нынешним руководителем монтажников, проходил в административном здании, на обоих этажах которого средь бела дня не было ни единого человека. Странно было идти по холодным пустынным коридорам мимо совершенно безлюдных кабинетов… Люди теперь ищут работу в другом месте. Ищут ее не только управленцы, но и рабочие, кроме тех, кто согласился перейти в альметьевское СМУ-46. Это трубоукладчики, бульдозеристы, машинисты экскаваторов, сварщики, то есть именно те специалисты, которые составляли прежде гордость и основу коллектива и от которого нынче остались лишь сам начальник с бухгалтером да несколько охранников, чьи шаги гулко разносятся в опустевших помещениях предприятия.
По признанию М.Газизова, соглашаясь возглавить гибнущее управление, он знал, что дела там очень плохи, но все же не предполагал, что до такой степени. Сейчас ему приходится отдуваться то в суде, то в прокуратуре, то в налоговой инспекции. А в перерывах между ними Газизов ведет переговоры с потенциальными покупателями неликвидного оборудования, части маттехбазы ОАО, в первую очередь, некоторых производственных площадей цеха по выпуску железобетонных изделий.
– Вырученные средства, – говорит Мансур Талгатович, – пойдут в первую очередь на погашение остаточной задолженности по зарплате в три миллиона пятьсот двадцать шесть тысяч рублей и на выплаты в Пенсионный фонд.
Если распродажу удастся провести максимально выгодно, заметил он, и после расчетов по основным долгам, которые вместе с прочими составляют 11 миллионов рублей, останутся деньги, то, быть может, учредители предприятия, в частности, ЗАО “Татнефтегазстрой”, примут решение о его финансовом оздоровлении.