Повторить “Ту-334” можно, а сделать лучше – вряд ли

Через несколько дней новый ближнемагистральный самолет “Ту-334” отправится в Иран – “на смотрины” потенциальными покупателями, а вчера эта машина была представлена на презентации в Казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Через несколько дней новый ближнемагистральный самолет “Ту-334” отправится в Иран – “на смотрины” потенциальными покупателями, а вчера эта машина была представлена на презентации в Казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова. Самолет осмотрели Премьер-министр Рустам Минниханов, первый вице-премьер – министр экономики и промышленности Борис Павлов, вице-премьер – министр транспорта и дорожного хозяйства Владимир Швецов, руководители ряда министерств и ведомств.


Презентация имела скорее идеологическое, нежели практическое значение. В числе потенциальных покупателей присутствовали лишь представители местных авиакомпаний. Правда, генеральный директор авиакомпании “Татарстан” Магомед Закаржаев поспешил заявить журналистам, что первый самолет “Ту-334” обязательно купит его компания. Отметим, что у новой машины нет недостатка в заказчиках. По словам генерального конструктора, президента ОАО “Туполев” Игоря Шевчука, авиаперевозчики уже заключили контракты на поставку 55 самолетов. Дело осталось за малым: запустить серийное производство в КАПО имени Горбунова.


Наша справка: Самолет “Ту-334” должен прийти на смену “Ту-134”, “Як-40”, “Ту-154В”. Дальность полета машины – более трех тысяч километров, вместимость – 102 пассажира. Стоимость – 20 миллионов долларов. Возможна сборка самолетов эконом-класса, смешанного (эконом- и бизнес-класса), VIP-класса, грузового варианта. Самолет прошел все виды испытаний и получил соответствующий сертификат. Он “проходит” по всем международным стандартам, в том числе по экологическим и шумовым характеристикам. По словам разработчиков, сегодня это наиболее технически “продвинутая” машина и к тому же весьма экономичная. Этот самолет могут принимать практически все аэропорты нашей страны.


Потребность в новой машине огромная, однако из-за финансовых трудностей самолет никак не может дождаться серийного освоения. По словам первого вице-премьера Бориса Павлова, все необходимые документы для этого вроде бы подписаны. Есть постановление Правительства РФ о производстве этого самолета в Казани. Государственная Дума при принятии бюджета на 2007 год записала отдельной строкой поручение Правительству России: “принять все необходимые меры по подготовке производства самолета “Ту-334”. Готово и предприятие. По словам генерального директора КАПО Наиля Хайруллина, объединение уже получило 95 процентов документации, сейчас идет ее обработка. Более того, некоторые детали уже выпускаются.


Как отметил Игорь Шевчук, у производителей не будет больших трудностей при серийном выпуске новых машин. “Ту-334” – представитель целого класса самолетов “Туполев”, многие узлы и детали которых взаимозаменяемы. Более того, кабины “Ту-334” и “Ту-214” – братья-близнецы. Но, несмотря на схожесть, ближнемагистральный самолет – это новое слово в авиастроении. Его технические характеристики, не раз подчеркивали разработчики, превышают технические характеристики зарубежных аналогов. В России в ближайшее время вряд ли появится более современная машина, заявили они. Повторить сделанное – шанс есть, но улучшить – не получится.


Единственная проблема при серийном освоении “Ту-334” – финансирование. Пока никто не может вразумительно объяснить, почему федеральное Правительство при крайнем дефиците машин подобного класса не поддержало эту разработку. Даже при принятом решении о производстве “Ту-334” средства на этот проект выделялись крайне плохо. Более того, возникли разговоры о необходимости финансирования самолета “RRJ”, который еще не скоро поднимется в небо. Речь не идет о том, какая машина хорошая, а какая – нет, отметил Премьер-министр РТ. Просто наша машина уже прошла испытания, доказала свое право на существование, а другой самолет неизвестно когда появится.


Рустам Минниханов заявил, что представленный проект – это не проедание средств, а их выгодное вложение. И инвесторы должны оценить новую машину, тем более что потребность в ней практически неограниченная. Только в ближайшее время из эксплуатации будет выведено около 300 самолетов этого класса. Сегодня трудно сказать, какими темпами пойдет финансирование данного проекта и сколько новых машин сможет выпустить КАПО имени Горбунова. Многое упирается в деньги. При благополучном стечении обстоятельств первые два самолета “Ту-334” будут собраны в 2007 году, к 2011 году планируется выпускать 25 самолетов в год, к 2013 году – до 40 машин.


Очень осторожно назывались объемы средств, необходимых для реализации этого проекта. Чаще всего звучала цифра пять миллиардов рублей. Финансисты предприятия подсчитали, что эти средства в конечном счете принесут доход в 21 млрд. рублей в федеральный бюджет и 8 млрд. рублей – в республиканский. Но пока банки неохотно финансируют “долгоиграющие” проекты, им интереснее вкладывать деньги туда, где более быстрый оборот капитала. Даже рекомендации банкам со стороны Президента РФ Владимира Путина не изменили их отношение к авиастроению.


Состоявшаяся презентация “Ту-334” – не последняя в нашей стране. Российским авиакомпаниям придется обратить внимание на новую машину. Одновременно будет организован “пиар” новой туполевской техники за рубежом. Вполне возможно, что этот самолет найдет покупателей в различных точках земного шара.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще