2 октября 2022

Наши дорожники ни в чем не уступают зарубежным

Опубликовано: 28.10.2006 0:00

Достижения дорожников и транспортников Татарстана вполне очевидны. Только в прошлом году к празднованию 1000-летия республиканской столицы были сданы в эксплуатацию 89 крупных объектов, в числе которых шесть станций метро, мост через Казанку, обновленные аэропорты в Казани и Бегишеве, водный и железнодорожный вокзалы. Построены и реконструированы сотни километров автомобильных трасс.


О чаяниях и ожиданиях транспортников наш разговор с заместителем Премьер-министра — министром транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Владимиром Швецовым.


— Владимир Александрович, успехи транспортного комплекса республики за последние годы — ударные транспортные объекты юбилея Казани, динамичное «переодевание» битых столичных улиц в новые асфальтобетонные дороги и т.д. — вызывают уважение. Не случайно выездная коллегия Минтранса России прошла нынче именно в Казани. Но в целом в отрасли еще, наверное, проблем достаточно…


— Как раз вопросы дальнейшего развития транспортного комплекса и стали лейтмотивом разговора на упомянутой вами расширенной коллегии Правительства Татарстана и Министерства транспорта России в июне. У нас восемь крупных, ведущих генподрядных дорожных организаций, именно они обеспечили к 1000-летию Казани настоящий прорыв в развитии отрасли. Именно они овладели высокими технологиями асфальтоукладки, выпуска асфальтобетонных смесей, используют современные щебеночно-мастичные асфальтобетоны, битумные эмульсии для поверхностной обработки дорожного покрытия.


Нет проблем и с проектированием. Наши специалисты построили конкурентоспособные аэродромы в подмосковной Кубинке, в Новосибирске, они работают в Кургане, есть планы строительства взлетно-посадочных полос в Астрахани и Мурманске. У себя в республике также ведем реконструкцию аэропортов в Казани и Бегишеве. Цель — завершить реконструкцию в Бегишеве, чтобы этот международный аэропорт обеспечил развитие юго-восточных районов Татарстана, где сосредоточены основные промышленные предприятия и проживает более миллиона человек.


Почему акцентирую внимание на аэропортах? Потому что именно дорожники строят взлетно-посадочные полосы для современных тяжелых самолетов. А эта работа требует высочайшей квалификации кадров и новых технологий. Мы таковыми владеем и, конечно же, способны прокладывать автомагистрали мирового класса. Еще 29 января 2005 года моста «Миллениум» через Казанку не было, а 28 июля мы уже поехали по нему. Меньше чем за полгода привезли, сварили и установили шесть тысяч тонн металлоконструкций. На днях приступили к монтажу конструкций его второй очереди и надвижке пролетных строений. Летом 2007 года планируем сдать этот объект в эксплуатацию.


Мнение о том, что у наших дорожников не хватает силенок, что они работают по устаревшим технологиям, на старых машинах и оборудовании и способны лишь на ямочный ремонт, которым в развитых странах, дескать, вообще не занимаются, совершенно не соответствует действительности. Сужу об этом не только по нашей республике, но и по многим другим регионам, где работают высококвалифицированные специалисты из Татарстана, используется современная техника.


Мы ни в чем не уступаем зарубежным коллегам. А они тоже занимаются ямочным ремонтом, только в гораздо меньших объемах. Поскольку выдерживают нормативы по межремонтным срокам, приводят участки дорог в порядок каждые пять-восемь лет. У нас же магистрали служат без ремонта по пятнадцать-двадцать лет. И выделенных средств хватает только на ямочный ремонт.


В Татарстане 1086 километров федеральных магистралей. Наше министерство занимается их содержанием, ремонтом и реконструкцией вместе с федеральным управлением автодорог Волго-Вятского региона. К сожалению, федеральные трассы, проходящие по республике сейчас, в худшем состоянии, чем территориальные. Обычно бывает наоборот. Хотя по федеральным дорогам обеспечивается 80 процентов перевозок.


Давно требует реконструкции трасса М-7 «Волга» (Москва — Нижний Новгород — Казань — Набережные Челны — Уфа). Почти на всем протяжении эта дорога второй технической категории имеет не более двух полос движения. В течение нескольких лет, когда с финансированием было лучше, мы обновили за счет средств республиканского бюджета ее 41-километровый участок, но потом вынуждены были остановиться: нет денег на реконструкцию федеральных дорог — нет и реконструкции. Между тем на М-7 растет интенсивность движения: ежесуточно по ней проезжают от 14 до 19 тысяч автомобилей. Она работает в режиме перегрузки и не справляется с транспортным потоком. Нынешнее состояние трассы стало сдерживающим фактором в развитии экономики не только Татарстана, но и прилегающих регионов.


В России не выделяются средства на реконструкцию федеральных магистралей. По территории республики проходит и трасса Казань — Оренбург. К строительству ее нового платного участка Алексеевск — Альметьевск нам удалось привлечь инвесторов — «Татнефть» и «СМП-Нефтегаз». Планируем за счет их средств привести в порядок 140-километровый участок магистрали. Но этого недостаточно. Дорога протяженностью 2417 километров идет в Казахстан и далее в Китай по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — Казань — Оренбург — граница Казахстана. Это самая короткая автомобильная дорога из Европы через Россию и Казахстан в Западный Китай. Татарстан и Казахстан заинтересованы в совместном ее строительстве. Нам следует ожидать большого транзита через нашу территорию. А это существенный толчок для формирования социально-экономической инфраструктуры на территории прохождения трассы, привлекательности проекта для иностранных и отечественных инвесторов, развитие населенных пунктов и их транспортных коммуникаций, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, повышение занятости и уровня жизни населения.


— Иными словами, возможности отечественного дорожного хозяйства используются далеко не полностью?


— Татарстан ищет и предлагает свои варианты решения проблем. Мы готовимся к тому, чтобы на трассах М-7 «Волга» и Казань — Оренбург открыть альтернативные платные участки. Это снизит интенсивность движения, выведет транзит из столицы республики. На магистрали Казань — Оренбург общая протяженность платного участка (вместе с мостовым переходом у Сорочьих Гор) достигнет 56 километров. Проект подготовлен московскими институтами. И пока мы его реализуем, привлекая средства из бюджета Татарстана. Конечно же, рассчитываем и на федеральные субсидии. Всего потребуется около шести миллиардов рублей.


— И как скоро можно запустить платные дороги?


— Чисто технически — через два года. Но все будет зависеть от объемов финансирования. К сожалению, ситуация, складывающаяся в нынешнем году, оптимизма не вызывает. Картина такова: в 2006 году запланированных субсидий центра достаточно на ремонт и капитальный ремонт лишь трех процентов имеющихся у нас федеральных дорог — это 37 километров путей и несколько мостов.


— А что с территориальной сетью? Вы отметили: она в лучшем состоянии, чем федеральные магистрали.


— За это большое спасибо Президенту РТ, Госсовету и Правительству республики. Там разделяют взгляды дорожников и транспортников на существующие проблемы и во многом идут навстречу. У нас около 14 тысяч километров территориальных дорог, есть трассы в отличном состоянии, есть и те, которые требуют ремонта и реконструкции. Реализуется программа строительства трасс в сельской местности. Из 3109 населенных пунктов к 1528 нет дорог с твердым покрытием. Предстоит построить более четырех тысяч километров.


— Владимир Александрович, в 2000 году мы ввели в эксплуатацию 740 километров дорог, а в прошлом году — 168. Как это объяснить?


— В 2006 году в дорожное хозяйство Татарстана вложено 3,9 миллиарда рублей республиканских денег. Эта сумма стабильно выделяется на протяжении последних лет. Хочу подчеркнуть: такая стабильность нелегко дается. Бюджет Татарстана дефицитный, при этом республика строит много жилья, реализует программу социальной ипотеки. И регулярные вложения в дорожное хозяйство дорогого стоят.


Вместе с субсидиями федерального центра наш дорожный бюджет составляет 5,6 миллиарда рублей. Столько же было и в 2000 году. Но тогда эти деньги обеспечивали бюджет развития. А сейчас их хватает лишь для ремонта. Возьмем официальный показатель среднегодовой инфляции до 12 процентов в год. Если отсчитывать от 2000 года, то надо 12 процентов умножить на шесть. Делаем несложные расчеты, и получается, что рубль шестилетней давности сейчас «стоит» 50 копеек. Значит, нынешние 5,6 миллиарда рублей — это половина того, что мы имели в 2000 году (в сопоставимых ценах).


То же самое и с федеральным дорожным бюджетом. Мало того, в 2000 году на дорожное хозяйство страны выделялось почти три процента ВВП, а в последние годы — не более полутора процентов. Таких низких затрат на важную отрасль не позволяет себе ни одна развитая страна. В Германии, Франции, Италии, США на дороги ежегодно расходуют от 3,7 до 4,5 процента ВВП… Дело не только в снижении объемов финансирования и инфляционных процессах. У дорожной отрасли практически нет целевых источников финансирования. У нас остались лишь транспортный налог и 25 процентов акцизов на горюче-смазочные материалы, которые собирает федеральный центр (причем недостаточно эффективно), а затем переправляет в республику.


— В Совете Федерации ставится вопрос о том, чтобы с 2007 года в дорожное хозяйство поступало 100 процентов акцизов на ГСМ.


— И это будет правильно. Но надо изменить стратегический и тактический подход к отрасли. 97 процентов инвестиций в дорожное хозяйство — это государственные деньги. Мы в республике, как и Министерство транспорта России, занимаемся развитием государственно-частного партнерства. Но даже в развитых странах инвестиции бизнеса в дорожную отрасль не превышают трех-пяти процентов от общего объема финансирования. Остальные средства — государственные. Во всем мире так. Никакого особого пути нет. Поэтому надо вкладывать реальные деньги в реальные, я бы даже сказал, амбициозные проекты. При дефицитном бюджете пока не можем изыскать необходимых средств. Нам требуется (вместе с федеральными субсидиями) 12 миллиардов рублей в год, чтобы держать ситуацию в дорожном хозяйстве под контролем. Речь идет даже не о развитии отрасли — о контроле за рабочим состоянием дорожной сети. Но в России-то сейчас возможности есть. Создан Инвестиционный фонд для реализации крупных национальных проектов. Есть резервы Стабилизационного фонда. Нужна государственная стратегия и тактика при решении проблем дорожной отрасли.


— Разве такая воля не проявлена на заседании расширенного президиума Госсовета России 13 октября в Ярославле?


— Вызывают уверенность слова Президента Владимира Путина о том, что… Давайте я процитирую: «Без всяких сомнений, если и вкладывать, то одна из приоритетных сфер — это инфраструктура: дороги, порты, аэропорты, связь. И дороги, как вы видите, я поставил на первое место, потому что для такой страны, как наша, это задача первостепенного значения».


Бюджет 2007 года уже сверстан. В соответствии с поручением Президента России проект закона «Об автомобильных дорогах» будет внесен в Госдуму до 1 марта. Стало быть, каких-то подвижек можем ожидать не раньше 2008 года. Очевидно, что нужны такие радикальные меры, как национальные приоритетные проекты. Дороги в прямом смысле обеспечивают прогресс, движение вперед в агропромышленном комплексе и жилищном строительстве, в здравоохранении и образовании, транспортном обслуживании.


Новая задача поставлена в реализации национального проекта в области образования. Это программа «Школьный автобус». В Татарстане ей уделяется особое внимание. С первого сентября работают 30 автобусов «КВЗ» на 46 маршрутах. На втором этапе реализации этой программы республика закупила еще 55 автобусов для обслуживания 54 маршрутов 48 базовых школ. В населенных пунктах с грунтовыми дорогами работают микроавтобусы марки «УАЗ». Все машины базируются в специализированных предприятиях «Татавтотранса». Это обеспечивает безопасность и бесперебойность перевозок.


Будем надеяться, что все позитивные решения будут способствовать переменам к лучшему в транспортной сфере и общему социально-экономическому развитию республики.


Алексей ЧЕБОТАРЕВ.

image_printРаспечатать

Выпуск: № 216 (25812)


Добавить комментарий

29.09.2022

«SOK Пушкин» открывается в Казани

30 сентября на улице Пушкина в Казани состоится открытие смарт-офиса «SOK Пушкин» – технологичного рабочего пространства, отвечающего запросам бизнеса.

5820
29.09.2022

Инфляция в республике снижается

В августе годовая инфляция в Татар­стане замедлилась до 14,7 процента. Этому в основном способст­вовало увеличение предложений ряда товаров.

6530
26.09.2022

Господдержка бизнеса в приоритете

С начала 2022 года на поддержку бизнеса в Татарстане направлено более 4,5 млрд рублей.

8960
22.09.2022

Финансовая система стабильна и устойчива

Сегодня перед банками стоят серьезные задачи по сохранению устойчивости финансовой системы и участию в масштабной трансформации экономики.

10640
21.09.2022

Ума палата

На бизнес-завтраке для предпринимателей «Новый сезон 2.0, организованном Союзом «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан», рассказали субъектам малого и среднего бизнеса, какую поддержку они могут получить.

9930

Мнение

Владимир  ЖАВОРОНКОВ, заместитель министра здравоохранения РТ:


В каждом из пунк­тов сбора мобилизованных силами нашего Минздрава организованы врачебно-­сестринские бригады. На всякий случай там находятся и машины скорой медицинской помощи. Всех мобилизованных планируется вакцинировать – как от гриппа и коронавирусной инфекции, так и при необходимости от других заболеваний.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы
  • Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru