Во вторник Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов принял участие в презентации совместного предприятия “Камминз Кама”, созданного на площадях ЗАО “КамАЗ-Дизель”. Символическую ленту на открытии сборочной линии двигателей мощностью от 120 до 275 лошадиных сил всемирно известной американской фирмы вместе с главой Правительства РТ перерезали генеральный директор автогиганта Сергей Когогин, председатель совета директоров “Cummins Inc.” Теодор Солсо и мэр Челнов Ильдар Халиков.
Новое производство, начало созданию которого было положено восемь месяцев назад, обеспечит ежегодный выпуск 24 тысяч двигателей экологического уровня “Евро-2” с последующим переходом на “Евро-3” и “Евро-4”. Ими будут оснащаться как автомобили “КамАЗ” средней грузоподъемности, так и транспортные средства других производителей.
– Мы присутствуем на мероприятии, которого ждали три года, – сказал выступивший на церемонии Сергей Когогин. – Начало сборки двигателей “Камминз”, до сего времени закупавшихся по импорту, важно для нас экономически. Только наладив у себя сборку лицензионных автокомпонентов с достаточным уровнем локализации, можно получить поддержку Правительства РФ в виде освобождения от таможенных пошлин.
Теодор Солсо, поздравляя с произошедшим событием его участников, напомнил, что история отношений КамАЗа и “Камминз” на самом деле более длинная, чем склонны считать его российские коллеги. Первые контакты между компаниями случились еще в 1987 году. Потребовалось почти два десятилетия, чтобы решиться на создание совместного предприятия. Но лучше поздно, чем никогда. В мире это девятое СП с участием “Камминз”. Только двигателей самой популярной среди потребителей серии “Б”, которые и будут собираться в Челнах, фирма выпускает 900 тысяч в год. “Мы работаем со многими партнерами во многих странах, однако для нас большая честь стать партнером КамАЗа и Татарстана, – заявил американский бизнесмен. – Будем ждать новых достижений в рамках нашего проекта”.
Высоко оценил значимость нового совместного предприятия для автозавода, республики и всей страны Рустам Минниханов. Только в России, по оценкам специалистов, спрос на двигатели, которые на нем будут выпускаться, превышает 100 тысяч штук в год. Премьер-министр РТ передал камазовцам, представителям компании “Камминз” поздравления Президента Минтимера Шаймиева, который, хотя и находится в отпуске, проявляет интерес к их проекту. На базе СП, подчеркнул Рустам Минниханов, появится высокотехнологичное производство, которое будет обеспечивать конкурентное преимущество Камскому автозаводу. А успехи КамАЗа – это благополучие полумиллионного города, залог успешного развития экономики республики. Да и в масштабе страны такое динамично развивающееся машиностроительное предприятие значится в числе первых.
* * *
В Набережных Челнах завершена подготовка к эксплуатации новой теплотрассы протяженностью 6,7 километра, которая открывает для жителей и предприятий юго-восточной части автограда доступ к относительно дешевой тепловой энергии городской ТЭЦ, решает ряд других социально-экономических проблем. 19 сентября право подключить перемычку к работе ее хозяева предоставили Премьер-министру Рустаму Минниханову.
Побывав летом на строительстве этого важнейшего объекта, Президент Минтимер Шаймиев призвал учиться на примере Набережных Челнов, как заниматься реконструкцией жилищно-коммунальной сферы. В то время темп прокладки трубопровода достигал в среднем 190-220 метров в день. В результате реализация первого этапа масштабного проекта ОАО “Татэнерго” вместо 21 месяца, положенного по нормативным срокам, заняла менее 10 месяцев. Для чего нужно было так спешить?
Сегодня тариф на тепловую энергию для челнинцев, дома которых обогреваются с помощью теплоэлектроцентрали, составляет 213,6 рубля за Гкал. А население, получающее тепло от мелких коммунальных котельных, платит в 2,5 раза больше. Между тем мощностей местной ТЭЦ с запасом хватает для покрытия нагрузок по всему городу.
Рост тарифов – объективный процесс. Неуклонно дорожает топливо, доля которого в себестоимости энергоносителей приближается к 60 процентам, увеличиваются эксплуатационные затраты. Тем не менее ценовая политика “Татэнерго” предусматривает не повышение, а выравнивание тарифов для всех жителей второго по величине города в республике за счет сооружения новых тепловодов, позволяющих использовать в максимальных объемах более дешевое тепло, вырабатываемое комбинированным способом на теплоэлектроцентрали.
А чтобы зря не греть атмосферу при его транспортировке, на строительстве теплотрассы применили самые прогрессивные технологии и материалы. Так, замена традиционной изоляции труб на пенополиуретан снижает потери тепла на пути от поставщика к потребителю с 10-15 до 1,5 процента при увеличении срока службы труб до 40-50 лет. Смонтированная система дистанционного контроля состояния трубопровода – как подземной, так и наземной его частей – позволяет оперативно отслеживать нарушения при эксплуатации и принимать соответствующие меры. Учитывая, что реализация первой очереди проекта обошлась “Татэнерго” в 844 млн. рублей, подобная предусмотрительность совершенно оправданна.
Беседуя с проектировщиками, монтажниками, строителями теплотрассы, Рустам Минниханов отметил их высокий профессионализм. Затем, нажатием кнопки включив оборудование в павильоне задвижек, подошел к прессе. Такие крупные объекты не возводились в Челнах со времен строительства КамАЗа, подчеркнул он. Этот тепловод позволяет не только приступить к застройке в городе новых площадей в рамках приоритетного национального проекта “Доступное жилье”, но и выровнять тарифы на тепловую энергию для челнинцев.
Принимавшие участие в пресс-конференции мэр города Ильдар Халиков и генеральный директор “Татэнерго” Ильшат Фардиев подтвердили, что с 1 января 2007 года тариф будет единым для всех районов Челнов.
– Как меня проинформировали, – продолжил премьер, – в будущем году строительство теплотрасс в Челнах продолжится. Что позволит, помимо поселка ЗЯБ, где проживает 67 тысяч человек, обеспечить сравнительно дешевым теплом всю юго-восточную часть города, включая поселок Сидоровка.