На днях из Канады вернулась представительная делегация Татарстана во главе с Премьер-министром Рустамом Миннихановым.
Цель поездки за океан – изучение опыта по добыче битумов (битум – это песок, пропитанный нефтью) на самых крупных в мире месторождениях канадской провинции Альберто. Впечатлениями от заокеанского путешествия, а также выводами о возможном внедрении канадского “ноу-хау” на татарстанской земле делились во вторник с журналистами генеральный директор ОАО “Татнефтехиминвестхолдинг” Рафинат Яруллин и помощник Премьер-министра по внешнеэкономической деятельности Искандер Муфлиханов.
Проблема добычи битумов очень актуальна сегодня в связи с повышением мировых цен на “черное золото”. Это обстоятельство делает рентабельным добычу битумов и получение из них качественных нефтепродуктов. В первую очередь из-за сложности и дороговизны переработки битумов Татарстан, владея их внушительными запасами (примерно 5-6 процентов мировых запасов), не развивал это производство, как говорится, ждал подходящего момента. По всей видимости, он наступил.
У Канады, которая является поставщиком №1 нефти для США, есть чему поучиться – битумное направление активно развивается здесь на протяжении сорока лет. Опытом извлечения нефти из битумов владеет, кстати, и Венесуэлла, но там методика совершенно иная, основанная на разбавлении плотной битумной массы водой, в результате чего получается так называемая битумная эмульсия, поддающаяся переработке.
– Татарстан отдал предпочтение канадской провинции Альберто не только потому, что тут дела идут лучше, но в какой-то мере из-за того, что наши территории схожи по природным и климатическим условиям. У них даже комары такие же “качественные”, как у нас… – пошутил Рафинат Яруллин.
В настоящее время в Канаде добывается около 60 миллионов тонн нефти из битумных песков. Из них половина – открытым карьерным способом. Его принцип предельно прост: мощные экскаваторы загружают в грузовики вместимостью 200 тонн и больше тяжелую породу, везут на расположенный поблизости завод, где ее перерабатывают в жидкую нефть. Вот и вся недолга…
Но эта схема не для Татарстана. Во-первых, наши тяжелые нефти залегают на большой глубине – от 80 до 1000 метров, тут карьеры не подойдут. Во-вторых, недра Татарстана таят в себе не одно и не два битумных месторождения, а 450, и все они, по прогнозам, не очень большие. Для республики актуальнее метод переработки битумов в нефть с помощью горизонтальных скважин, в котором, кстати, канадцы слывут асами, получая нефть очень хорошего качества – это их “ноу-хау”. Да и, откровенно признаться, они сами прекрасно осознают, что залежи местных битумов, расположенные на небольшой глубине, уже к 2012 году иссякнут. Поэтому нужно делать ставку на развитие сложных и современных методик получения нефти из битумных песков, залегающих на большой глубине. Например, с помощью, специальных растворителей.
Как пояснил Рафинат Яруллин, “рецепты” подобных растворителей татарстанским специалистам известны, и с ними наверняка проблем не будет. Но с одними растворителями, как говорится, кашу не сваришь, по цепочке следует целая серия иных ингредиентов и процедур, которые необходимо внедрять в производство, чтобы получать качественную нефть. Одно из главных условий при этом – добиться предельного уменьшения плотности битумной массы, чтобы выделить из нее нефть для переработки. Процесс это дорогостоящий, требующий супервысоких температур (используется паровое воздействие на пласт) и огромного количества водорода. Его производство хорошо развито на канадских предприятиях. Татарстан в этом деле, кстати, тоже не новичок – целый ряд предприятий республики имеет водородное производство на основе газификации. Например, есть такое на нефтеперерабатывающем заводе в Нижнекамске.
Канадцы научились очень хорошо “чистить” битумы. Для этих целей у них построены и еще строятся несколько специальных комплексов. И только на них в ближайшие десять лет выделяется около ста миллиардов долларов. Мы о таком внимании и финансировании пока лишь мечтаем… Но уже в ближайшее время специалисты “Татнефти” планируют поехать в Канаду, чтобы ознакомиться со схемой деятельности таких комплексов. Они примечательны еще и своей экологичностью и экономичностью, которую мы привыкли называть безотходным производством. Например, пар для “обогрева” битумных пластов канадские нефтяники получают на собственных электростанциях путем сжигания тяжелых соединений методом газификации.
Будет ли Татарстан применять канадские технологии или остановится на своих – покажет время. Тем более что на наших небольших битумных пятачках трудно в полной мере внедрить те мощные производства, которые используют заокеанские специалисты.
Кстати, в начале 2007 года в Татарстан намерена прибыть с деловым визитом делегация из провинции Альберто. Главный предмет переговоров все тот же – битумный.