Тайну можно найти даже в… мусорной корзине

Сохранить коммерческую тайну трудно.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Сохранить коммерческую тайну трудно. Чем глубже прячут ее коммерсанты, тем больше способов ее “добычи” изобретают конкуренты. Зарубежные предприниматели решают эту проблему уже не одно десятилетие. Российский бизнес только-только начинает сталкиваться с подобной формой конкурентной борьбы.


Любая информация имеет цену

Понятие “государственная тайна” нам знакомо с советских времен. Журналисты тогда ломали головы над тем, как рассказать о событиях (естественно, социального и партийного характера) на оборонных предприятиях. Представители Главлита уверяли их в том, что “авиационного, вертолетного, порохового и других оборонных предприятий в Казани просто не существует”. “Забудьте о них!” – восклицали цензоры. О Зеленодольском заводе имени Серго, например, мы писали как о предприятии, выпускающем только холодильники “Мир”.


В эпоху рыночных реформ понятие государственной тайны несколько видоизменилось. Сначала от нее хотели и вовсе отказаться (вспомните, мы даже передали американцам схемы расположения прослушивающих устройств в посольстве США), а членов иностранных делегаций (в запале открытости и прозрачности) водили на экскурсии в конструкторские бюро оборонных предприятий – на радость нашим конкурентам. Весь мир потешался над такой открытостью России.


Но времена изменились, сегодня государственная тайна по-прежнему охраняется федеральным законом. А наряду с ней появилась и тайна коммерческая, о которой в советские времена практически никто не слышал. Государство, охранявшее все и вся, в условиях рынка ушло из многих сфер жизни. Теперь охранять свои секреты должны те, кто владеет собственностью, – коммерсанты.


Бизнеса без коммерческой тайны просто не бывает. Даже владельцам элементарной кофейни есть что скрыть от своих конкурентов – например, поставщиков элитного кофе, такого, какого ни у кого нет в радиусе пятьсот километров, или “точки”, где в течение года планируется открыть новые заведения.


Общепринято, что коммерческая тайна – это информация, обладание которой позволяет фирме получать прибыль. Почему раньше все так любили говорить с высоких трибун о планах и перспективах? Да потому, что в советские времена о конкурентах в пределах страны не думали вовсе: считалось, что конкуренция – явление чисто капиталистическое. Сегодня только недальновидные руководители рассказывают широкой аудитории о своих планах. Опытные коммерсанты в таких случаях сразу настораживаются: либо руководитель полный лопух, либо намеренно дезинформирует конкурентов. Планы в любом бизнесе – это коммерческая тайна. Скажешь о них раньше времени – прибегут конкуренты и демпинговыми ценами “перехватят” партнера, а то и сами начнут выпускать нечто подобное. А предприятие, которое возглавляет “разговорчивый” директор, понесет огромные убытки.


На недавнем собрании акционеров ОАО “Таттелеком” журналисты поинтересовались у Премьер-министра РТ Рустама Минниханова, что за пятилетняя программа развития готовится на этом предприятии (контрольный пакет акций ОАО – у государства), нельзя ли назвать некоторые показатели, которые будут заложены в этот документ. Премьер хитро улыбнулся и заметил, что среди операторов связи существует столь жестокая конкуренция, что любая информация тут же становится “пищей” для других операторов. Иногда даже намека достаточно, чтобы аналитики конкурирующей фирмы сделали выводы о планируемых шагах. Уж бизнес-разведчики умеют так просеять полученные сведения, что даже намеки станут для них пищей для размышления. Те, кто работает в условиях жесткой борьбы с конкурентами, знают об этом как никто другой. Вот Премьер-министр и объяснил журналистам, что коммерческую тайну никто не отменял.


Но далеко не все чиновники догадываются о том, что они могут затребовать с коммерсантов далеко не всю информацию, которую собственники могут им предоставить.


– Иногда мне звонят из различных ведомств республики и просят предоставить сведения о планах предприятия на перспективу, – рассказывает Александр Таркаев, председатель Торгово-промышленной палаты РТ. – И чиновникам даже в голову не приходит, что это – коммерческая тайна, это закрытая информация, которая может быть доверена лишь очень узкому кругу людей. Есть перечень показателей, которые предприниматели обязаны предоставлять властным структурам, и то в определенных случаях. Все остальное – извините, не для посторонних глаз и ушей.


Руководители и собственники предприятия сами определяют, какую информацию следует считать коммерческой тайной. В то же время Федеральный закон “О коммерческой тайне” четко оговаривает, какие сведения ни при каких обстоятельствах не могут быть причислены к коммерческой тайне. Это, в первую очередь, данные об учредителях, размер уставного капитала, информация о регистрации. В законе “Об акционерных обществах” установлены сведения, которые при любых обстоятельствах должны быть предоставлены акционерам. И вот тут возникают серьезные коллизии. Нередко конкуренты, прикупив на рынке несколько акций интересующего их предприятия, пользуются правом акционера и влезают в “святая святых” компании. И коммерсантам приходится проявлять великое умение, чтобы сохранить свои секреты.


Не всегда это удается. В Казани, например, появились “профессиональные акционеры”, которые судятся с предприятиями по поводу непредоставления им тех или иных сведений. А в итоге судебных разбирательств они получают не только интересующую их информацию (а порой и дополнительные сведения), но и деньги – за моральный ущерб. Некоторые директора предпочитают от них сразу откупиться, некоторые идут на принцип и судятся – себе в убыток. Года два назад такой акционер пытался вклиниться в ход собрания акционеров Казанского вертолетного завода. Но как только генеральный директор объяснил собравшимся, кто именно задает вопросы, “акционер” поспешно ретировался из зала. Его не догнали даже быстрые на ноги журналисты.


Конечно, собственник может объявить коммерческой тайной любую (кроме установленной законом) информацию. Но эксперты утверждают, что бессмысленно объявлять коммерческой тайной показатели, которые предоставляются в различные ведомства. Какими-то путями эти сведения рано или поздно становятся известными конкурентам и тем, кто в них нуждается. Более того, некоторые закрытые данные (вот уж совершенно непонятно) продаются на черном рынке на электронных носителях: плати – и тебе будет известно очень многое. Зачем вскрывать компьютерные сети, подкупать сотрудников интересующих фирм, если все это можно получить намного дешевле? Утечка информации из государственных органов перестала быть закрытой темой. Об этой проблеме заговорили и сами руководители ведомств, всерьез задумавшись о защите информации на государственном уровне. Правда, бизнесу от этого пока не легче. Объем “уплывающей” информации постоянно растет.


Наш бизнес проходит азы промышленного шпионажа

Это в старые добрые времена специалисты промышленного шпионажа переснимали документы мини-фотоаппаратами, воровали документы и перетряхивали мусор, который вывозили из интересующей их конторы. Впрочем, и сегодня некоторые коммерческие фирмы не брезгуют изучением содержимого мусорных корзин (а вдруг попадется что-нибудь стоящее?). Продвинутый бизнес все-таки предпочитает не хранить информацию на бумажных носителях. Сведения доверяются в основном носителям электронным. Это, с одной стороны, надежнее, а с другой, – головная боль для владельцев бизнеса. Информацию в электронном виде легче украсть и изнутри, и снаружи. Кто проследит, что “скачивает” сотрудник, куда “скачивает” и с какого компьютера перегоняет информацию, что именно перегоняет по факсу, если факс находится у него в кабинете? Украсть информацию можно и не заходя в офис фирмы: специалисты-компьютерщики экстра-класса вскрывают системы, которые имеют несколько степеней защиты.


За рубежом 20 процентов доходов крупной компании, как правило, направляется на защиту коммерческой информации (сюда входят и содержание службы безопасности, и защита компьютерных сетей, и другие мероприятия). В России эту цифру сегодня никто не называет, однако, по словам генерального директора ОАО “ICL- КПО ВС” Виктора Дьячкова, солидные фирмы на защиту информации выделяют до десяти процентов стоимости технических средств. Никто не будет тратить на защиту сведений больше денег, чем эти сведения в реальности стоят. Поэтому бизнес сам определяет, сколько он готов потратить на сохранение коммерческой тайны. И готов ли тратить вообще, поскольку в предпринимательской среде нередко бытует мнение, что защищать информацию вообще не имеет смысла, все равно в век всеобщей компьютеризации ее, если конкуренты поставят такую цель, украдут.


– Не так давно мы разработали новые виды инструментов, они хорошо пошли на рынке, появились заказы, – рассказывает менеджер одного из казанских коммерческих предприятий. – Через какое-то время те же изделия, но не нашего производства, появились в ассортименте другой компании. Просто скопировать наши инструменты сложно. Сделать аналоги можно только по нормативной документации. Понятно, что кто-то документы у нас украл. Можно, конечно, проводить расследование, тратить на это средства, бороться с воришками, но стоит ли? Теперь вот думаем, что новенького еще выбросить на рынок. Так что в какой-то мере промышленный шпионаж – это двигатель научно-технического прогресса. Он нам спать не дает.


Тем не менее продвинутые бизнесмены, особенно те, кому есть что терять от утечки информации, коммерческую тайну все-таки защищают. Специалисты отслеживают движение информации, устанавливают специальные АТС (известно, кто, кому и когда звонил и какие звонки принимал), контрольно-пропускные пункты на этажах, “бирочки” для посетителей, видеокамеры в особо “горячих” местах. Переговоры проводятся в специальных комнатах – там легче проверить, остались ли “жучки” после посетителей. Навести порядок можно и чисто организационными методами – сделать так, чтобы сотрудники не шатались по кабинетам, не заглядывали в файлы к коллегам… В некоторых конторах, рассказывает Виктор Дьячков, вообще отсутствует культура в работе с информационными системами. Кто захотел, тот и вставил диск в компьютер, никто не проверяет его на вирусы (между тем вирусы “научились” не только ломать системы, но и воровать из них полезную информацию). Мне рассказывали случай, когда одна из крупных казанских фирм ввела пароли для входа в системы с закрытой информацией. Так забывчивые дамочки приклеили этот самый пароль на… монитор. Чтобы всегда был перед глазами – своими, а заодно, конечно, и чужими.


И все-таки считается, что большая часть информации утекает не по компьютерным сетям, не благодаря специалистам-компьютерщикам, а путем передачи информации – из уст в уста, от человека к человеку. Подкуп сотрудников конкурирующих фирм и внедрение к конкурентам своего человека намного дешевле, считают эксперты, чем услуги высокопрофессионального хакера. Способов получить нужную информацию масса – все они весьма образно показаны нашим кинематографом в сериалах. Можно просто заплатить тому, кто недоволен своей зарплатой, можно пустить в дело шантаж (продемонстрировать снимки, дать прослушать телефонные разговоры), можно, в конце концов, угрожать расправой над близкими – в эффективную защиту правоохранительных органов сегодня мало кто верит. На Западе, как пишет специальная пресса, работники высшего звена крупных компаний даже обязаны ставить в известность службу безопасности о всех своих романтических связях, чтобы обезопасить себя и компанию. Там сплошь и рядом проверяют сотрудников и кандидатов на рабочее место на детекторах лжи, следят за каждым шагом особо информированных работников, прослушивают их телефоны на работе и дома. “Это высшая математика промышленного шпионажа, – образно заметил Виктор Дьячков. – Региональный бизнес пока только осваивает в этой области школьную программу, да и то на уровне пятого класса”.


В России до подобных способов защиты коммерческой тайны еще не дошли. Однако компании, которые заботятся о своей репутации, весьма тщательно проверяют людей, которых принимают на работу. “Подбор кадров – это не просто изучение трудовой книжки и характеристик с прежнего места работы, – рассказывает Александр Таркаев. – Мы, например, внимательно смотрим, из какой семьи кандидат на ту или иную должность, какие у него друзья, знакомые, чем занимается в свободное время. Наша компания предоставляет консалтинговые услуги, и любая утечка информации о клиентах может больно ударить по бизнесу. Клиенты в следующий раз к нам просто не обратятся, да и репутация компании сильно пострадает”.


Иногда утечка информации происходит просто из-за элементарной глупости или болтливости: почему бы не рассказать соседям или друзьям, какую интересную продукцию выпускает предприятие, какие солидные гости побывали на заводе, какие контракты заключены и какой по этому поводу состоялся банкет. Если рассказ случился дома на кухне – еще полбеды, а если на лавочке во дворе или в магазине – тогда последствия для бизнеса могут стать печальными.


Болтливые дамы вряд ли хотят нанести финансовый ущерб фирме, где работают. Просто они, скорее всего, и не подозревают, какие сведения относятся к коммерческой тайне, а какие – нет. На уважающих себя предприятиях есть четкие инструкции на этот счет. Более того, сейчас Трудовой кодекс разрешает в трудовые соглашения включать специальные пункты об ответственности за разглашение коммерческой тайны или принимать дополнительное соглашение на этот счет. Можно, конечно, взять с сотрудника и расписку, что он обязуется не разглашать коммерческую тайну, например, в течение трех лет после увольнения с предприятия.


Однако доказать, что утечка информации произошла по вине того или иного сотрудника, на практике очень сложно. И хотя в законодательстве предусмотрены различные виды ответственности за нарушение режима коммерческой тайны – вплоть до уголовной и возмещения ущерба, – на деле применить закон не всегда удается. Суды затребуют с предпринимателей такой объем документов!.. И в каком-нибудь из них обязательно найдется прокол, за который зацепятся адвокаты. В итоге распространитель тайны окажется невиновным, а издержки придется нести коммерсанту, например, за несправедливо уволенного сотрудника.


Гораздо эффективнее другой путь – создать болтуну в определенных кругах репутацию ненадежного человека. Специалиста с подобной славой вряд ли возьмут в приличную фирму – кому нужен сотрудник, сливающий информацию конкурентам или не умеющий держать язык за зубами? Его не возьмут даже те, кто купил ценную информацию. Где гарантия, что он тебя не продаст? На карьере “продавца” тогда можно ставить крест.


Конкуренты внимательно читают прессу

Солидные фирмы содержат в своем штате специальных сотрудников, которые с утра до вечера изучают прессу, “сидят” в Интернете, не отрываются от экрана телевизора. Специалисты промышленной разведки за рубежом более пятидесяти процентов информации о конкурентах в России черпают из СМИ. И хотя коммерсанты стали более осмотрительными в беседах с журналистами, некоторые вещи им раскрывать все-таки приходится. Что получается: с одной стороны, необходимо создать у общественности положительный имидж компании и ее руководителей, а как это сделать, скрывая информацию о себе? Вот и приходится ходить по лезвию ножа, разводит руками Александр Таркаев, чтобы и бизнес не пострадал, и задача, связанная с прессой, была решена.


Случается, что журналисты иногда и сами не знают, что творят. В одной из казанских газет несколько лет назад появилась информация, что в столицу республики приехала делегация военных из одной южноамериканской страны. Эта заметка могла одному из ОАО принести огромные убытки: предприятие с большим трудом пробивалось на рынок этой страны, в большом секрете готовился к подписанию контракт о поставках продукции на южноамериканский континент, а тут – короткая заметка. Казанский производитель на этом материке все-таки закрепился, но ситуация могла сложиться и иначе.


Подобных случаев в практике многих предприятий немало. Именно поэтому в большинстве компаний практически вся информация предоставляется журналистам с разрешения первого лица, что, естественно, мало радует тех, кто пишет и снимает. Но жизнь заставляет бизнес охранять свои тайны – слишком дорого их разглашение обходится собственникам.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще