“Северсталь-Авто” в течение ближайших лет планирует выпускать на производственных площадях республики до 150 тысяч автомобилей в год. При этом в экономику Татарстана будет инвестировано 200 миллионов долларов. Для реализации своих проектов компания создаст около двух тысяч рабочих мест (только на новых производствах, без учета рабочих мест на предприятиях, где будут выпускаться комплектующие). В республиканский бюджет в течение пяти лет предполагается перечислить более миллиарда рублей налогов.
Столь оптимистичные планы, как отметила на недавнем брифинге в агентстве “Татмедиа” заместитель генерального директора ОАО “Северсталь-Авто” Зоя Каика, основаны на реальных расчетах. Дело в том, что компания уже пришла в экономику республики, приобретя 99 процентов акций ОАО “ЗМА” (предприятие прежде входило в состав КамАЗа). На этой производственной площадке планируется уже в конце нынешнего года освоить выпуск автомобилей “Rexton”. Там же будут собираться автомобили “Fiat Flbea” и “Fiat Doblo”. Более того, менеджеры компании “Северсталь-Авто” намечают в 2007 году начать на этих мощностях выпуск принципиально новой машины “Fiat” класса С. Об этом проекте Зоя Каика распространяться не стала: дело в том, что данный автомобиль еще не был презентован на Западе. Предполагается, что его производство в Набережных Челнах начнется одновременно с выпуском в Европе.
Вторая производственная площадка в Татарстане, куда пришел стратегический инвестор, – это особая экономическая зона “Алабуга” (“Северсталь-Авто”, как уже сообщала наша газета, стала первым зарегистрированным резидентом ОЭЗ). Руководители компании не случайно обратили свои взоры на Елабугу. Дело в том, как отметил руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Тимур Шагивалеев, Елабуга находится как раз в центре огромного круга радиусом 400 километров, где расположены крупнейшие автомобильные предприятия страны – КамАЗ, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ИЖ, ЗМА, ЗАЗ. Эти предприятия могут стать, с одной стороны, потребителями комплектующих для сборки автомобилей (а их производство будет освоено в Елабуге, на других производствах республики), а с другой – поставщиками необходимых узлов для автосборочного производства.
Вторая причина основательного прихода “Северсталь-Авто” в Татарстан – наличие квалифицированных кадров и центров их подготовки. Ну и, наконец, немалую роль в выборе места для размещения инвестиций сыграло то обстоятельство, что власти Татарстана продемонстрировали желание и готовность всерьез и надолго работать со стратегическими инвесторами. Это показал годовой опыт работы по реализации проекта на ЗМА.
Таким образом, интересы Правительства республики и компании “Северсталь-Авто” совпали, поэтому именно в ОЭЗ “Алабуга” и получило прописку новое автомобильное производство. В Елабуге к 2007 году планируется выпускать 75 тысяч коммерческих автомобилей “Fiat Ducato” (это цельнометаллические фургоны, малотоннажные грузовики – грузоподъемность до полутора тонн, микроавтобусы с дизельным двигателем). Этот автомобиль должен потеснить с рынка автомобили “УАЗ” (в народе их называют “буханками”) и машины “ГАЗ”. Дело в том, что современные тенденции показывают: потребители постепенно переключаются с дешевых, но не совсем качественных российских автомобилей на более дорогие, но надежные импортные автомашины. Для коммерческого потребителя (а именно он будет использовать машины “Fiat” в малом бизнесе, в торговле, для небольших пассажирских перевозок) новый автомобиль окажется незаменимым. Спрос на машины подобного класса, как подсчитали эксперты, составляет 300 тысяч машин в год.
Зоя Каика отметила, что автомобили “Fiat Ducato” будут пользоваться устойчивым спросом, тем более, что к 2007 году “буханка” уже сойдет с производства, а взамен ей ничего не предлагается. Более того, новая машина, собранная в Елабуге, как предполагается, пойдет на экспорт. Это беспрецедентный шаг, отметила Зоя Каика, когда российские производители будут реализовывать автомобили, произведенные по лицензии, в дальнем и ближнем зарубежье.
Развитие сотрудничества с компанией “Северсталь-Авто”, как заверил Тимур Шагивалеев, приведет к тому, что Татарстан может стать крупнейшим автомобильным регионом России. Здесь будут не только собираться машины, но и выпускаться комплектующие для них. Причем в кооперации будут участвовать многие предприятия РТ – химии и нефтехимии, машиностроения, металлообработки.