В прошедшую среду коллегия Счетной палаты РТ устроила “разбор полетов” руководителям предприятий, завязанных на строительстве Казанского метрополитена.
Аудиторы в течение полутора месяцев проверяли, целевым ли образом использовались средства республиканского бюджета, выделенные на приобретение оборудования и материалов в 2003-2005 годах заказчику самой крупной в Татарстане стройки – Управлению по строительству метрополитена (УСМ) администрации Казани. В свою очередь УСМ имеет финансовые отношения с генеральным подрядчиком “Казметростроем” и эксплуатирующей метрополитен организацией “Метроэлектротрансом”, которые также подверглись аудиторскому дознанию. Общая сумма выявленных нарушений составила 537 млн. рублей.
По словам председателя Счетной палаты Алексея Демидова, эта проверка для ее специалистов стала самой необычной за время существования данной структуры, поскольку метро – объект не только крупный, но и уникальный. Финансируется казанская подземка из федерального, республиканского и местного бюджетов. За три года заказчику стройки из бюджета республики было выделено 6,8 млрд. рублей. Сразу отметим, что на фоне вскрытых нарушений достойно выглядит МУП “Метроэлектротранс”, где, как говорится, дебет с кредитом полностью сходится и никаких “порочных связей” предприятия с какими-либо структурами не обнаружено. Поэтому его генерального директора Асфана Галявова пригласили на заседание коллегии лишь для того, чтобы проинформировать о состоянии дел на строительстве метро.
Если “Казметрострой” “объегорился” на почти 300 тысяч рублей, то остальные свыше полмиллиарда приходятся на УСМ. Хотя эта организация и является бюджетным учреждением, однако замечена в неоднократном несоблюдении Бюджетного кодекса РФ. К примеру, в нарушение его только в прошлом году управление набрало кредитов и займов почти на два миллиарда рублей. Установлен факт, когда при наличии остатка средств на банковском счете УСМ в размере около 600 млн. рублей заказчик получил в финансовом управлении Казани кредит в 468 миллионов. Спрашивается, зачем? В итоге, как сообщил аудитор палаты Ильнур Мубараков, по полученным кредитам управление уплатило проценты на сумму 16,2 миллиона, что, естественно, явилось дополнительной нагрузкой на бюджет. А кодекс трактует это как неэффективное использование “казенных” денег.
Кроме того, заказчик искажал отчетные данные. Допустим, не отразил часть оборудования в регистрах бухучета, значительно занизил в бухгалтерском балансе стоимость ценных бумаг и так далее. Кстати, в ходе проверки выяснилось, что постановлением главы администрации Казани принято решение о ликвидации Управления по строительству метрополитена, на смену которому пришла Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений. Новая структура получает больше полномочий – станет заказчиком не только метро, но и подземных автомобильных тоннелей, парковок, гаражей, переходов, в чем весьма остро нуждается наша столица.
Руководству УСМа оправдываться “на ковре” не пришлось, поскольку оно отправлено в отставку. А присутствовавший на коллегии нынешний исполняющий обязанности главы дирекции Сергей Глухих, он же председатель ликвидационной комиссии управления, отдуваться за других не обязан. Так что “огонь на себя” принял начальник МУП “Казметрострой” Марат Рахимов, хотя на его предприятии выявлены нарушения – завышение стоимости выполняемых работ, недостача – на несравнимо меньшую сумму (напомним: около 300 тысяч рублей), к тому же в процессе проверки они были полностью устранены.
И все же аудиторы установили факты, приводящие к удорожанию строительства подземки, что было поставлено на вид ее кураторам. К примеру, “Казметрострой” не располагает складскими помещениями, способными в полной мере обеспечить хранение товарно-материальных ценностей, поэтому воспользовался услугами фирмы “ДАС”, которая, кроме того, выполняет для метростроителей работу по приемке вагонов на подъездные пути, по погрузке и разгрузке продукции. А покуда у этой фирмы тоже нет собственных складов, она заключила договоры на оказание аналогичных услуг с филиалами ОАО “Российские железные дороги”. И если РЖД предъявили посреднической организации к оплате 3,8 млн. рублей, то она “Казметрострою” – ровно в два раза больше.
Помимо этого, метростроевцы, похоже, плохо занимаются сравнительным анализом цен на материалы и оборудование, поставляемые на объект. Как результат: расхождение в стоимости одноименной продукции у разных поставщиков колеблется от 7 до 33 процентов. Так, покупка у одного из поставщиков дорогих шпал (хотя их можно было бы приобрести и дешевле) легла дополнительным грузом на казну республики на сумму 1,8 млн. рублей.
По мнению Марата Рахимова, когда на возведении объекта осваиваются огромные суммы (а за проверенный период на метрострой из бюджетов всех уровней было направлено около 14 млрд. рублей, из них почти 8 млрд. – в прошлом году), да еще в сжатые сроки, подобные недочеты неизбежны. “Перед нами стояла задача – успеть достроить первый пусковой участок метрополитена до тысячелетия Казани, – констатировал он. – В прошлом году скорость проходки составляла 1008 погонных метров в месяц – это самый высокий показатель за постсоветский период. Так что анализировать ценовую политику на рынке было некогда”.
В беседе с корреспондентом “РТ” Марат Рахимов рассказал, что сейчас идут работы на следующем участке метро. На сегодня проложено 70 процентов тоннеля от станции “Горки” до “Проспекта Победы”, строится станция “Козья слобода”. Вместе с тем метростроителям до сих пор не предоставлена в полном объеме проектно-сметная документация, которую разрабатывает институт “Казгражданпроект”. Поэтому невозможно оценить всю технологическую последовательность работ, заранее определить котировку цен.
По словам главного метростроителя, таких высоких темпов прокладки подземки, как в минувшем юбилейном году, ожидать не стоит, поскольку и прошлогодних капиталовложений не предвидится. Но это не означает, что очередные объекты метро не будут сданы в срок. Станцию “Проспект Победы” планируется открыть в конце 2007 года, а “Козью слободу” – в конце 2008-го. А, возможно, и раньше, так как у руководителей города и республики есть желание в недалеком будущем ввести в строй новый железнодорожный вокзал (на границе Московского и Авиастроительного районов), месторасположение которого как раз пересекается с первой линией метрополитена. Но, как говорится, были бы деньги. За первый пусковой комплекс, сданный еще к юбилею столицы, метростроевцам задолжали три миллиарда рублей…
В заключение хотелось бы отметить, что в ходе проверки устранено нарушений на сумму 326 млн. рублей. Счетная палата РТ дает месяц на приведение дел в полный порядок и возврат оставшихся денег. Однако параллельно с ней эти же предприятия “обрабатывались” Министерством финансов РТ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по РТ (Росфиннадзор), которая отслеживала целевое использование средств федерального бюджета. Что они “накопали”, нам пока неведомо.