В Набережных Челнах состоялось годовое собрание акционеров ОАО “Завод микролитражных автомобилей”.
Бывшая “дочка” КамАЗа, просватанная 10 месяцев назад за компанию “Северсталь-авто”, пока сохраняет “девичью фамилию”. Попытки придумать предприятию новое название, сообщил на пресс-конференции его исполнительный директор Александр Корнейчук, закончились ничем. Кризис креативности, развел он руками с некоторой долей иронии. Зато структурная перестройка завода идет полным ходом. Создана таможенная площадка – единственная в республике, работающая с 40-фунтовыми контейнерами. Развернута сборочная линия и подготовлены площади под монтаж нового сварочного оборудования для автомобиля “Рекстон”. Уже реализовано 600 из 4 тысяч корейских внедорожников, что предполагается выпустить в нынешнем году.
А.Корнейчук весьма осторожно и обтекаемо высказался по поводу дальнейшей судьбы “Оки”. В 2005 году была реализована 31 тысяча микролитражек. Годом ранее – 41200. Но тогда 45 процентов “малюток” приобрели органы социального обеспечения. В связи с монетизацией льгот источник бюджетных денег практически иссяк. И коммерческой службе предприятия пришлось изрядно потрудиться, чтобы не допустить обвального падения объемов производства “Оки”.
Однако с 1 июля 2006 года в стране вступают в силу более жесткие требования к экологической безопасности автомобилей. И выпуск легковушки с нынешним двигателем подпадает под запрет. Момент для ОАО “Северсталь-авто” чрезвычайно удобный, чтобы поставить на ней крест и при этом сохранить лицо в глазах общественности: мол, мы бы и рады продолжать делать самый дешевый автомобиль в стране, да федеральное Правительство не позволяет.
– Через два месяца сборка “Оки” прекратится? – без обиняков спросили А.Корнейчука на пресс-конференции.
– Так вопрос не стоит, – уклончиво ответил он. – Нужно переходить на ее комплектацию двигателем “Евро-2”.
И после паузы добавил:
– Пока мы не нашли приемлемый вариант замены используемого ныне силового агрегата…
Но это и означает, что приговор “Оке” уже вынесен, и лишь оглашение его по политическим мотивам откладывается на более поздний срок. Впрочем, иного развития событий нельзя было и ожидать. Несмотря на победные реляции завода микролитражных автомобилей в прошлые годы, экономические его показатели были “липовыми”. Часть затрат на производство “окушек” пряталась в себестоимости всей продукции КамАЗа. А новому собственнику ЗМА нет никакого резона тратить на их покрытие прибыль, получаемую от реализации проекта “Рекстон”
Бизнес, как известно, не склонен к сантиментам. Пусть лучше виртуальным будет производство (на стадии отверточной сборки автозавод больше напоминает дилерскую компанию), чем прибыль. Как бы в подтверждение справедливости такого вывода А.Корнейчук привел следующие статистические данные. В 2005 году в стране было продано машин на 22 миллиарда долларов. Импорт новых и подержанных иномарок в структуре автомобильного рынка в стоимостном выражении составил соответственно 46 и 19 процентов, еще 10 процентов заняла лицензионная техника, собранная в России. И только четверть рынка – опять же не в “штуках”, а рублях – пришлась на отечественные автомобили. Тенденция, однако.