Вопросы реорганизации двух крупных республиканских компаний, работающих на рынке услуг связи, рассмотрены на совместном общем собрании акционеров ОАО “Таттелеком” и “Казанская ГТС”. Акционеры одобрили решение о присоединении “Казанской ГТС” к “Таттелекому”. О причинах присоединения, о планах и задачах укрупненной компании – наша беседа с ее генеральным директором Лутфуллой Шафигуллиным.
– Лутфулла Нурисламович, как прошло заочное голосование? Сюрпризов не произошло?
– Да мы сюрпризов и не ожидали, поскольку предварительное решение было взвешенным и обдуманным. Всего в голосовании приняли участие более 90 процентов акционеров, имеющих право голоса. При этом положительно по всем вопросам повестки дня проголосовали 99,98 процента от общего числа зарегистрированных.
– Какова юридическая основа для объединения? Как были учтены интересы акционеров? Каким образом будут трансформироваться акции обеих компаний?
– При реорганизации были соблюдены все требования законодательства. Независимый оценщик произвел рыночную оценку стоимости акций “Таттелекома” и “Казанской ГТС”, определил коэффициент конвертации акций. В результате одна обыкновенная акция “Казанской ГТС” будет конвертироваться в четыре акции “Таттелекома”, а одна привилегированная акция – в три акции ОАО “Таттелеком”.
Сегодня акционерами “Таттелекома” стали 55 юридических лиц, которые владеют 99,98 процента акций, и 1802 физических лица, на их долю приходится 0,02 процента акций. Крупнейшим акционером “Таттелекома” является ОАО “Связьинвестнефтехим”.
– В чем экономический смысл объединения двух крупнейших операторов связи в Татарстане?
– Слияние крупных компаний – довольно распространенное явление в современной экономике. Укрупнение открывает большие перспективы и возможности для привлечения инвестиций и освоения новых технологий. Присоединение “Казанской ГТС” к “Таттелекому” – основа дальнейшего роста объединенной компании, ее капитализации. А это позволит нам задействовать весь современный инструментарий для привлечения инвестиций. Кроме того, рассчитываем добиться увеличения всех основных экономических показателей – прежде всего, путем расширения объема и спектра оказываемых услуг, снижения доли себестоимости в выручке от продаж и увеличения эффективности использования ресурсов.
– А клиенты каким-то образом ощутят выгоду от проводимой реорганизации?
– Несомненно. Очевидных “плюсов” несколько. Во-первых, это расширение спектра предоставляемых услуг и, прежде всего, услуг Triple play. Я имею в виду получение по одному информационному каналу высокоскоростного Интернета, цифрового телевидения и телефонии. Сегодня обеспечение современных услуг связи – дело дорогостоящее. Основные затраты связаны с приобретением оборудования, подготовкой специалистов, с решением организационных вопросов. Внедрение подобных услуг индивидуально для каждой компании – экономически нецелесообразно. После завершения реорганизации ситуация кардинально изменится. Сейчас разрабатывается бизнес-модель для новых услуг, идут переговоры с поставщиками оборудования, проводится его тестирование. В ближайшее время предполагается организация нескольких тестовых зон на территории республики.
Во-вторых, для абонентов бывшей “Казанской ГТС” упростится система расчетов. Теперь вместо двух квитанций – на оплату услуг местной и зоновой связи – они будут получать только одну. Кроме того, абоненты “Казанской ГТС” смогут пользоваться всеми услугами сети абонентских пунктов “Таттелекома”.
Ну и наконец, у предпринимателей, предприятий и организаций, располагающих разветвленной сетью филиалов, которые разбросаны по всей республике, появится возможность работать в едином информационном пространстве и сократить затраты на создание собственных корпоративных сетей.
– Вопрос, который прежде всего волнует потребителей: изменится ли ценовая политика новой компании?
– Поскольку “Таттелеком” занимает существенное положение на рынке связи, то регулирование цен на услуги местной и зоновой связи осуществляется Федеральной службой по тарифам.
Цены на услуги, которые устанавливает наше предприятие, значительно не изменятся. “Таттелеком” продолжит проведение рекламных акций, в ходе которых будут действовать специальные цены.
– Вы сказали, что крупной компании гораздо легче заявить о себе на международном рынке, легче привлечь инвестиции. Очевидно, просчитывали варианты иностранных заимствований?
– Мы планируем подготовить и провести первичное публичное размещение акций (IPO). Опыт проведения подобных акций в России и за рубежом компаниями, работающими в нашей отрасли, показал преимущества такого подхода. Сейчас эксперты производят оценку различных вариантов размещения акций как на российских, так и на зарубежных торговых площадках. Когда у нас на руках будут заключения специалистов, тогда мы и определим наиболее выгодный вариант.
– Вы уже знаете, на какие проекты направите инвестиции? И как вообще будет строиться техническая политика компании?
– Задачи определены несколько лет назад. Это модернизация оборудования, линий связи и внедрение новых услуг. Сегодня конкурентоспособность компаний во многом зависит от внедрения новых технологий. Наше предприятие – в этом смысле не исключение. Мы не будем изобретать велосипед и пойдем тем же путем.
В 2005 году работы по модернизации нового оборудования проводились успешно. В нынешнем году они продолжатся. Мы начали внедрять современные технологии и услуги, например, IP-телевидение, видео по запросу, высокоскоростной Интернет, а также технологии беспроводного мобильного широкополосного доступа. Начаты работы по тестовой эксплуатации оборудования, которая позволит в перспективе перевести сети связи “Таттелекома” на сети связи нового поколения NGN. Это означает, что мы обеспечим связь в республике на уровне мировых стандартов.
– Даже на селе? Вопрос развития сельской связи неоднократно обсуждался и в Правительстве, и в Госсовете…
– Этот вопрос для нас всегда был одним из наиболее важных. В рамках реализации республиканской программы “Развитие инфраструктуры связи в сельской местности на 2001-2005 годы” за последние пять лет телефонизировано 900 сельских населенных пунктов, установлены АТС с общей емкостью 132 тысячи номеров, заменены 136 устаревших телефонных станций. Эти работы “стоили” около 1,34 млрд. рублей, более одного миллиарда рублей вложило наше предприятие из собственных средств, остальное – республиканский и местные бюджеты.
Сегодня телефонные сети двадцати районов республики полностью переведены на цифровое оборудование. В результате на селе значительно улучшилось качество связи, теперь там можно использовать недоступные прежде услуги, такие как определитель номера, переадресация, электронный замок, высокоскоростной доступ в Интернет. К концу 2007 года вся сельская телефонная сеть “Таттелекома” перейдет на цифровое оборудование.
– Планируется ли в республике строительство новых телефонных станций?
– Телефонная сеть в Казани полностью цифровая, а вот в городах и районах этот показатель достиг 70 процентов. Как я уже говорил, до конца 2007 года мы должны все районы республики обеспечить цифровой связью. Для этого необходимо заменить на цифровые 217 аналоговых АТС в 23 районах республики. В нынешнем году планируется заменить 101 АТС, а это почти 13 тысяч номеров. В первую очередь будут заменены АТС, срок эксплуатации которых превышает двадцать и более лет.
Кроме того, по плану капитального строительства в 2006 году планируется ввести в эксплуатацию более 30 тысяч телефонных номеров. Телефонные станции будут установлены в 32 населенных пунктах 16 районов республики. Проектов у компании много, есть хороший коллектив, грамотные специалисты. Поэтому, думаю, с поставленными задачами мы справимся.