В 2000 году Правительство Республики Татарстан приняло решение об упорядочении территориального планирования городов и районных центров республики. У большинства из них градостроительная документация давно устарела, а где-то ее вообще не было. В настоящий момент ГУП “Татинвестгражданпроект” ведет разработку генеральных планов 43 крупнейших населенных пунктов республики. И первыми, судя по всему, генплан, отвечающий духу времени, обретут Набережные Челны. Выполненный по новой технологии с использованием геоинформационных систем (ГИС), проект документа был рассмотрен депутатами Совета муниципального образования, прошел стадию публичных слушаний. И сейчас идет доработка его отдельных положений с учетом замечаний и предложений архитектурной общественности, руководителей предприятий, жителей города.
Наряду со стратегической программой социально-экономического развития Набережных Челнов генплан станет основной составляющей инвестиционного паспорта автограда, который подтвердит его дееспособность в глазах инвесторов, в том числе зарубежных. Городу он так же необходим, как человеку гражданский паспорт. Образно выражаясь, Набережные Челны сегодня стоят на пороге “совершеннолетия”. По этому поводу с мэром города Ильдаром Халиковым беседует корреспондент “РТ”.
– Ильдар Шавкатович, в чем, на ваш взгляд, заключаются сильные стороны нового генплана Набережных Челнов и каковы недостатки детища “Татинвестгражданпроекта”?
– Сразу хочу уточнить: у генплана – не единственный “отец”. Над ним работала большая группа специалистов разных отраслей, в том числе и из Челнов.
К достоинствам генплана следует отнести преемственность между ним и прежними принципами застройки автограда, вобравшими в себя лучшие к 1973 году достижения в отечественном градостроительстве. Хотя понятие генплана с тех пор кардинальным образом изменилось. В советское время он представлял собой комплекс чертежей с обозначением на них каждого жилого дома, каждого общественного здания. Такое было возможно, поскольку в лице государства существовали единый заказчик, единый подрядчик и единая эксплуатирующая организация. Дискуссии, которые тогда возникали по поводу будущих новостроек, касались технических деталей, но никак не концепции генплана.
Сегодня у нас сотни, а то и тысячи инвесторов, десятки проектных фирм, строительных компаний. И если бы мы начали копировать старые подходы, пометили бы схему города “квадратиками” и “кружками” и на каждом написали технические параметры обозначаемых ими объектов, то оказались бы с этой “штабной картой” в тупике. Нам необходимо было создать документ, который бы, с одной стороны, строго регламентировал деятельность участников строительства, жителей города, а с другой – не сковывал их инициативы. Полагаю, подобная цель достигнута. Новый генплан я бы назвал генпланом развития и инвестиционной привлекательности Челнов.
Удалось в границах города найти резервные участки земли под зоны деловой активности, выделить территории достаточной площади для широкомасштабного жилищного строительства. Уже к 2025 году обеспеченность челнинцев жильем должна возрасти с 17,4 квадратного метра на человека (сегодняшний показатель) до 22-25 квадратных метров. А к середине ХХI века жилищный фонд автограда, согласно прогнозу, удвоится. Это при том, что население его возрастет ненамного – до 545 тысяч человек.
– Тем не менее вынесенный на обсуждение общественности города проект генплана подвергся серьезной критике…
– Публичные слушания для того и устраивались, чтобы узнать весь спектр мнений челнинцев о готовящемся к принятию документе. Конечно, знакомство с ним общественности можно было скомкать, провести, как говорится, для галочки. Или попросту отмахнуться от замечаний и предложений граждан. Но мы отнеслись к ним со всей серьезностью. От этого качество генплана только улучшится. Что очень важно, поскольку каждая ошибка имеет очень большой коэффициент отрицательного воздействия на развитие города.
– Да, но документ носит рамочный характер. Стоит ли его тщательно “вылизывать”, если в нем не прописываются детали? А стало быть, напортачить здесь, по большому счету, нельзя.
– Еще как можно! Это верно, генплан лишь задает пропорции: сколько в конкретном микрорайоне должно быть построено квадратных метров жилья, сколько и какого профиля – объектов соцкультбыта. Он устанавливает норматив по зеленым насаждениям и т.д. Однако разрушить систему перспективной планировки города в состоянии, например, оказавшаяся не на своем месте трансформаторная будка.
Возьмем для примера Московский проспект. Когда-то вдоль него построили гаражный кооператив. Образовался узкий перешеек, который теперь мешает сблизить через развитие коммуникаций северо-восточную и юго-западную части Набережных Челнов. Магистральные инженерные сети также наобум не прокладывают. Поэтому с разработчиками генплана активно сотрудничают представители “Татэнерго”, “Челныводоканала”, предприятий связи. Сегодня все мы – партнеры.
– А кому в генплане отдается приоритет – архитектору или инвестору? Кто будет править бал?
– Жители. И тот, и другой работают на них. У каждого своя доля голосов в акционерном обществе под названием “Город Набережные Челны”. В списке “акционеров” также экологи, сотрудники МЧС, прочих организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города.
Я категорически против диктата архитектора. Он должен уметь выслушать и убедить инвестора в своей правоте. Но и самоуправства собственника нельзя допускать: мол, деньги мои, что хочу, то и ворочу. Инвесторы приходят и уходят, а жители города в любом случае в нем останутся. Вот что надо иметь в виду в первую очередь.
Генплан – не памятник из гранита. Это живой организм. Такова наша установка. Создано управление территориального планирования и инвестиций, которое в исполкоме муниципального образования фактически является структурой по поддержке и реализации генплана. Обычно этим занимается служба главного архитектора. Однако у нее настолько много функций, что не остается физических возможностей для полноценной работы с инвесторами. Под полноценной работой я подразумеваю практику, когда не инвестор высиживает очередь в приемной чиновника, что, увы, случается сплошь и рядом, а когда сотрудник исполкома сам встречает инвестора в аэропорту, знакомит с городом и, показывая свободные участки земли, снабжает его полным набором информации, содержащейся в инвестиционном паспорте города.
Чаще всего за инвестиционный паспорт выдают рекламный проспект в глянцевой обложке. В нашем же понимании он складывается из генплана, стратегической программы социально-экономического развития Челнов и пакета нормативных актов муниципалитета, касающихся порядка оформления прав собственника. И этот набор документов надо непрерывно обновлять и корректировать. Актуальные вчера проблемы бизнеса сегодня перестают быть таковыми. В работе по повышению инвестиционной привлекательности города нас выручает обратная связь с предпринимателями. Недавно депутаты горсовета утвердили положение о муниципальном земельном контроле. Готовятся к принятию правила землепользования и застройки в городе.
Но сколь бы ни была исчерпывающей информационная база для инвесторов, роль человеческого фактора в обеспечении притока капиталов трудно переоценить. Сотрудники муниципалитета, государственных учреждений (принципиально не говорю “чиновники”) должны осознать: помогать бизнесу – их основная задача. Начал, что называется, с себя: номер моего мобильного телефона есть у всех крупных инвесторов города.
Конечно, среди “кандидатов в капиталисты” попадаются и случайные люди. Презентация ими “бизнес-проектов” – это комические сцены. Обращаются ко мне: “Ильдар Шавкатович, нужна земля для 100 тысяч квадратных метров жилья”. Интересуюсь: “Вы прежде что-нибудь строили”? – “Нет, но пусть, Ильдар Шавкатович, вас это не беспокоит”. – “А дома-то какой конструкции будут: кирпичные или монолитные”? – “Ильдар Шавкатович, не волнуйтесь, разработаем самый лучший проект!”
С подобного рода “инвесторами” расстаемся быстро и без сожалений. Экспериментов над городом, его жителями мы не допустим. Тем более, что у нас есть печальный опыт, когда ловкачам была выделена земля, которая до сих пор не используется.
– Часть общества особенно не доверяет инвесторам-варягам. Чем это можно объяснить?
– Наверное, нежеланием взглянуть на ситуацию беспристрастно. У отечественных олигархов российские паспорта, но это не служит препятствием для вывоза за границу капитала десятками миллиардов рублей. Дело не в юридическом адресе бизнесмена, а в отсутствии инвестиционной привлекательности страны, региона либо города. Поэтому для нас без разницы, откуда поступили средства в Челны. Все инвесторы, независимо от “прописки”, имеют одинаковые права. Ведь приходят они на территории, условия развития которых четко прописаны генпланом. Риска в том, что местные власти утратят контроль над их застройкой, нет никакого.
Буквально на днях решалась судьба знаменитого долгостроя – школы юных моряков, расположенной на пересечении двух речек – Челнинки и Мелекески. Архитекторы и инвесторы предложили уникальный проект обустройства этой территории с учетом ее географического положения и уже сооруженного на берегу залива пирса. Его дополнит яхт-клуб со стилизованной под маяк башней. Будет здесь и жилая зона с набором современных спортивных объектов – плавательным бассейном, теннисным кортом. А вот проект транспортной развязки в районе междуречья участников совещания у мэра города не удовлетворил. На что его авторам было указано.
– А как можно начинать застройку прибрежных зон, если нет окончательной ясности по поводу уровня Нижнекамского водохранилища?
– Долго думали и выбрали позицию, которая позволяет развивать эти территории без оглядки на энергетиков. Сегодня мы ориентируем архитекторов сразу на обе отметки – 62,5 и 68 метров. Да, это ведет к удорожанию строительства. Но город не может ждать до бесконечности, гадая: поднимут или не поднимут уровень водохранилища.
Междуречье – еще небольшая площадка. Значительно более крупный проект связан с освоением Замелекесья, где в рамках реализации национального проекта “Доступное жилье” будет построено около 700 тысяч квадратных метров жилья с соответствующей социальной инфраструктурой. После чего район поселка ЗЯБ приобретет новое лицо.
– И перестанет восприниматься как маргинальный жилмассив?
– Это отвечает концепции нового генплана города, которая, в свою очередь, зиждется на идеях академика архитектуры Бориса Рубаненко, которые начали воплощать еще тридцать лет назад. У Набережных Челнов не будет окраин, каждый район города самодостаточен.
Ушло время, когда можно было уповать на государство. Сегодня при строительстве объектов социального назначения не обойтись без частных инвесторов. Недавно одна московская фирма выразила желание финансировать строительство в городе многопрофильного медицинского центра общей площадью 20 тысяч квадратных метров. Стоимость проекта 30 миллионов долларов США.
Делая жизнь челнинцев комфортней, инвесторы в то же время повышают инвестиционную привлекательность автограда. Обладатели капиталов, их менеджеры – тоже люди, и им небезразлично, каков уровень сервиса в городе, который им предстоит регулярно навещать, насколько удобно до него добираться. Прошлым летом путь до Москвы из Челнов по железной дороге стал короче по времени на 12 часов. А вот у авиапассажиров удобств не прибавилось. Поэтому большие надежды мы возлагаем на передачу аэропорта “Бегишево” КамАЗу. Неважно, выкупит ли он воздушную гавань или возьмет в управление. Акционерные компании, как показывает практика, способны эффективно распоряжаться имуществом. К тому же КамАЗ кровно заинтересован в том, чтобы его партнеры добирались до автозавода без дорожных приключений.
– Ильдар Шавкатович, покупательная способность жителей Челнов не слишком высока. Как инвестор собирается “отбивать” затраты, построив здесь частную клинику – одну из крупнейших в стране? Не будет ли она пустовать?
– Я задал москвичам такой же вопрос. И услышал в ответ, что они рассматривают Челны не как “обычный” полумиллионный город, а как центр мощного промышленного узла. Подсчитано: к 2010 году экономический потенциал Закамья возрастет в полтора раза, объем территориального валового продукта достигнет 15 миллиардов долларов. Значит, увеличится численность среднего класса, которому по карману услуги высокого качества. При этом целесообразно не дублировать в компактно расположенных городах, а иметь один на регион медицинский центр европейского уровня. Этот вывод справедлив и для других базовых объектов социальной инфраструктуры. То есть инвестиционную привлекательность автограда надо оценивать в контексте его статуса неофициальной столицы Закамья.
Первой по такому пути пошла компания “Метро Кэш энд Керри”, взявшись за строительство в Набережных Челнах многофункционального торгового комплекса с объемом инвестиций 18 миллионов евро. Все ее экономические выкладки сориентированы на малый и средний бизнес региона в целом.
– А не многовато в городе возводится объектов торговли?
– Что значит – много или мало? Все познается в сравнении. В Казани, например, на 1000 жителей приходится 800 квадратных метров торговых площадей, в Челнах – пока около 400 квадратных метров.
Впечатление, что все инвестиции в городе идут в торговлю, ложное. На самом деле в структуре капитальных вложений они занимают лишь третье место и не превышают 15 процентов от общего их объема. На первом месте – жилье, на втором – промышленные предприятия, которые только в 2005 году инвестировали на техническое перевооружение производства свыше 10 миллиардов рублей. На картонно-бумажном комбинате произошла настоящая техническая революция. За последние два года он на 70 процентов обновил свои основные фонды. Конечно, прогуливаясь по проспекту Мира, взглядом на современное оборудование КБК не натолкнешься. А монтируемый каркас торгового комплекса сразу бросается в глаза…
– Какие инвестиционные проекты в промышленности вы бы выделили?
– У “Северсталь-авто” амбициозные замыслы. Новый собственник завода микролитражных автомобилей быстрыми темпами ведет реконструкцию окрасочного производства, закупил сварочную линию, намереваясь уже в 2006 году выпустить 5 тысяч внедорожников “Рекстон”. Параллельно создает лицензионное производство легковых автомобилей “Фиат”. Цель – достичь в перспективе годового оборота в размере 1 миллиард долларов. Это уже сопоставимо с нынешними объемами КамАЗа. Однако автогигант тоже не стоит на месте, создав ряд совместных предприятий с иностранными партнерами по производству базовых агрегатов автомобиля. Активно занимаются самоинвестированием “Челны-хлеб”, предприятия стройиндустрии. Сейчас ведем поиски площадки для строительства вагоностроительного завода. В генплане развитию промышленной зоны города придается важное значение.
– А когда генплан будет представлен на утверждение сессии Совета муниципального образования?
– Какой-то конкретной даты мы не намечаем. Торопиться не будем. Но, безусловно, это произойдет в нынешнем году. Как и принятие остальных документов, которые сложатся в инвестиционный паспорт города.