Второе рождение хлебной гавани на Каме

Набережночелнинскому элеватору – памятнику промышленной архитектуры республиканского значения в будущем году исполнится 90 лет.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

Набережночелнинскому элеватору – памятнику промышленной архитектуры республиканского значения в будущем году исполнится 90 лет.


Для своего времени это было передовое в техническом отношении предприятие, давшее толчок экономическому развитию региона. С него началась электрификация Челнов. Одной только конной тягой оборудованная на Каме хлебная гавань обойтись уже не могла, понадобилось построить электростанцию. И по-своему символично, что сегодня энергетики как бы отдают долги вызвавшей их к жизни отрасли. Ведущий акционер и инвестор элеватора ОАО “Татэнерго” приступило к кардинальному обновлению его основных производственных фондов.


Осенью прошлого года на территории элеватора началось строительство комбикормового завода мощностью 720 тонн продукции в сутки. Как пояснил директор предприятия Фанис Газетдинов, если бы элеватор по- прежнему сохранил только статус оператора по хранению зерна, не наладив его переработку, то вынужден был бы смириться со скромными экономическими показателями. Вообще-то, в советские времена при элеваторе действовал крупяной заводик, который в 90-е годы прошлого века рынок потерял. Лишь сравнительно недавно ценой невероятных усилий удалось в него вернуться. Но из морально устаревшего производства максимум можно выжать 40 тонн круп, или 160 тысяч рублей выручки, в сутки, что не соответствует нашему масштабу, подчеркнул Ф.Газетдинов.


По заявкам птицеводов планируется выпускать комбикорма 18 видов. Будет и своя линия премиксов – витаминно-минеральных добавок. Причем проблем со сбытом продукции не возникнет. Потребности ООО “Челны-Бройлер” в комбикормах сегодня достигают 260 – 280 тонн в сутки, а через два года они возрастут до 400 тонн.


Точная дата сдачи в эксплуатацию создаваемого производства пока не определена. Но Ф.Газетдинов уверен: “Нынешний урожай мы будем перерабатывать на новом комбикормовом заводе”. К его пуску приурочат открытие в конторе элеватора дореволюционной постройки музея камского хлеба и празднование юбилея предприятия. В его истории есть много поучительного. Так, кандидат исторических наук Владимир Ермаков, принимающий участие в формировании экспозиции музея, доказал, что бытовавшая прежде точка зрения, будто элеватор строили немцы, – миф. Да, к строительству в 1915 году привлекались военнопленные, преимущественно австрийцы, но в качестве подсобных рабочих. Подряды же выдавались местным артелям, среди которых, как бы сейчас сказали, проводили тендеры. Аналогичный принцип использовался и при выборе поставщиков оборудования. Английского происхождения были только автоматические весы да из США – зерносушилка.


Показательно, что при комплектации комбикормового завода технологическими линиями заказчик по примеру прадедов также не стал гнаться за модой на импортное оборудование. Контракт был заключен с фирмой “Технэкс” из Екатеринбурга – бывшим оборонным предприятием, которое успешно выдерживает конкуренцию с зарубежными машиностроителями. И лишь два парогенератора, необходимые для грануляции комбикормов, поставят финны.


Проектная стоимость объекта – 500 миллионов рублей, но заказчик рассчитывает уложить затраты в меньшую сумму, так как часть строительно-монтажных работ выполняет собственными силами.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще