Российскими особыми экономическими зонами заинтересовались японцы. Елабуга стала первым городом, который посетила делегация этой страны в рамках ознакомительного визита, организованного нижегородским японским центром. Впереди у представителей федерации экономических организаций Японии “Кайданрэн” – Липецк и Зеленоград, где также создаются зоны.
По итогам поездки гости поделятся впечатлениями от увиденного с соотечественниками, промышленниками и банкирами, и вслед за этой “разведывательной” группой в апреле приедет более внушительная делегация потенциальных инвесторов, которые решат, стоит ли им вкладывать сюда деньги.
Японский центр в Нижнем Новгороде – один из семи в России, и самый крупный. В рамках Приволжского федерального округа он занимается развитием промышленно-экономического и культурно-образовательного сотрудничества двух стран. Итогом трехлетней работы стало превышение в два раза темпов роста внешнеторгового оборота между Японией и регионами Поволжья по сравнению с другими федеральными округами. Российским и японским предпринимателям помогают найти друг друга, то есть отыскать партнеров по бизнесу, сопровождают совместные проекты.
Вообще, интерес к особой экономической зоне в Елабуге проявляют больше азиаты, замечает управляющий директор дирекции инвестиционных программ на промплощадке “Алабуга” Эрик Хабибуллин. Делегации из разных стран здесь бывают еженедельно, особенно активны китайцы, из европейцев – итальянцы, чехи, идут переговоры с Германией, Словакией и даже США. Приоритетные направления – автосборка, производство автокомпонентов, бытовых электроприборов, пластмассовых изделий. До заключения договоров названия фирм не разглашаются. Напомним, что по закону каждый резидент зоны обязан инвестировать не менее 10 миллионов евро.
С японцами в Елабуге поделились уже имеющимися достижениями, показав на примере расположенной здесь же промышленной площадки, что иностранцы тут работают, и весьма успешно.
Посетили гости станкоинструментальный завод ЕлАЗа, а также три наиболее динамично развивающихся предприятия с иностранными инвестициями: “Мода Алабуга”, “ЗАСС Алабуга” и “Д Пласт-Эфтек РТ”.
Японцы все внимательно осмотрели, сфотографировали и даже потрогали для отчета перед коллегами. На китайском швейном предприятии “Мода Алабуга”, которое поставляет продукцию как на внутренний рынок, так и на экспорт, им пояснили, что швеи работают на японских машинах, а директор японского центра Хироо Танэмура, разглядев логотип фирмы, воскликнул, что президент этой компании – его друг. Особенно японцы интересовались предоставляемыми предпринимателям налоговыми льготами и зарплатой работниц, узнав которую – 4 тысячи рублей, долго удивленно переглядывались.
Фирму “Д Пласт-Эфтек РТ” делегации показали как один из примеров высокой рентабельности малого бизнеса: в прошлом году 24 работника изготовили продукции на 130 миллионов рублей. Это предприятие с чешским капиталом, производящее защитные антикоррозийные автомобильные мастики, поставляет их на крупнейшие автозаводы страны. Внимание гостей привлек, конечно, и технологический процесс: на “ЗАСС Алабуга”, выпускающем бытовые масляные обогреватели, они долго стояли перед автоматом, штампующим секции будущих радиаторов.
Определяющим моментом для японских бизнесменов является вступление России в ВТО, подчеркнул Хироо Танэмура, а вообще нашу продукцию они считают вполне конкурентоспособной. Подключатся и финансисты – недаром в состав делегации вошел глава Московского представительства Банка Японии для международного сотрудничества JBIC Кеничиро Хаяши. А нам, в свою очередь, может пригодиться иностранный опыт создания ОЭЗ: один из гостей, Джиро Ишии, содействовал правительству Китая в образовании одной такой зоны, пригласив более 50 японских компаний. А еще японцам интересны российские “мозги”: у нас есть технологии и ноу-хау, а у вас – умная молодежь, говорят они.