Ведомство, которое преобразило экономику

Пятнадцать лет назад, 11 марта 1991 года, был создан Государственный комитет РТ по управлению государственным имуществом.

Пятнадцать лет назад, 11 марта 1991 года, был создан Государственный комитет РТ по управлению государственным имуществом. Новую структуру возглавил Фарит Рафикович Газизуллин. Образование этого ведомства повлекло коренные изменения не только в сфере имущественных отношений, но и в экономике в целом.


Напомним, что после принятия в 1992 году Закона РТ “О преобразовании государственной и коммунальной собственности в РТ” и Государственной программы приватизации начался реальный перевод экономики на рыночные принципы управления. В том же году были сформированы первые комиссии по приватизации и утверждены первые планы приватизации КПОГАТ-3 и Казанского электромеханического завода. В течение трех лет была приватизирована большая часть значимых предприятий республики. Всего же к моменту завершения чековой приватизации (август 1995 года) было преобразовано 1029 предприятий, в числе которых флагманы республиканской экономики – ОАО “Татнефть”, “Нижнекамскшина”, “Нижнекамскнефтехим”, “Казаньоргсинтез” и другие.


В рамках первого этапа приватизации удалось не только внедрить в экономику рыночные методы управления, но и благодаря дальновидной политике Президента и Правительства РТ сохранить рычаги влияния на ключевые предприятия и отрасли. Это во многом способствовало проведению политики “мягкого вхождения в рынок”, которая стала визитной карточкой республики тех лет, позволило Правительству существенно смягчить негативные последствия реформ для населения.


На втором этапе (1995-2001 годы) начинается денежная приватизация, расширяется круг предприятий, подлежащих реформированию. В этот период происходит не только реформирование государственной собственности, но и решаются вопросы адаптации приватизированных предприятий к рыночным условиям, привлечения инвестиций, формирования и развития рыночной инфраструктуры, фондового рынка. Именно тогда была проведена работа по формированию корпоративной культуры в акционерных обществах, развивалась система государственного представительства в советах директоров ОАО, акции крупнейших предприятий выходили на международные фондовые рынки.


В апреле 2000 года была принята Концепция управления государственным имуществом республики. Основная идея документа актуальна и сегодня – это оптимизация государственной собственности и эффективное использование того, что остается в распоряжении государства. Такой подход предполагал максимальное сокращение прямого участия государства в деятельности ОАО, но при этом сохранялись рычаги контроля за жизненно важными для республики предприятиями и отраслями, оптимизировались бюджетные затраты на содержание государственных площадей.


На третьем этапе произошли качественные изменения в сфере деятельности нашего ведомства. В 2001 году образовано Министерство земельных и имущественных отношений РТ. С этого момента ведомство активно включилось в процесс реализации земельной реформы, расширило участие в формировании рыночной инфраструктуры. Земельные отношения стали самым сложным участком работы министерства.


Формирование республиканского рыночного земельного законодательства началось с принятия законов РТ “О земельной реформе”, “Об административной ответственности за нарушения земельного законодательства”. Историческим шагом можно назвать принятие в 1998 году Земельного кодекса РТ. Этот документ во многом опередил общефедеральное земельное законодательство. Таким образом, у нас в республике была создана законодательная база для развития всех форм собственности на землю.


Первые шаги реформы были сделаны на селе. Уже в начале 90-х годов граждане смогли оформить права на свои личные наделы под сельским и городским жильем, а также под садовыми участками. А в 1996-1998 годах сельские жители были наделены долями в собственности на участки сельскохозяйственных угодий, закрепленных за ними.


С принятием в конце 2001 года нового Земельного кодекса РФ наступил следующий этап реформы, в оборот были вовлечены земли промышленности и поселений. Начался процесс приобретения в собственность земель негосударственными предприятиями и владельцами объектов недвижимости. В итоге к первому января 2006 года более 400 приватизированных предприятий и более 20 тысяч собственников объектов недвижимости переоформили свои права на землю.


Федеральный же закон “Об обороте земель сельхозназначения”, вступивший в силу в 2003 году, положил начало процессу формирования крупных агропромышленных комплексов на основе инвестиций крупных промышленных и финансовых структур. В результате на сегодня в республике зарегистрировано более миллиона собственников земельных участков, из них 470 тысяч – сельчане, более двух тысяч – фермеры и около 600 тысяч – собственники садово-огородных участков. Все это свидетельствует о том, что в Татарстане создан класс первичных собственников земли. Они уже поняли, что при умелом использовании земля может стать реальным источником благосостояния.


Сегодня задачи нашего министерства четко определены. В их числе – завершение реформирования государственных унитарных предприятий, продолжение земельной реформы (в том числе – завершение оформления прав на сельхозземли и максимальное вовлечение их в хозяйственный оборот), формирование муниципального имущества и организация управления им, реформа жилищно-коммунального хозяйства, особенно в сфере управления жилым фондом.


И у меня есть все основания рассчитывать, что намеченные Правительством цели мы успешно выполним. Ведь в министерстве работают грамотные профессионалы. С момента создания ведомства интеллектуально-образовательная планка его коллектива была очень высокой. Здесь всегда уделялось большое внимание повышению квалификации сотрудников, поощрялось их стремление к дополнительному образованию. За 15 лет каждый второй сотрудник повысил свой профессиональный уровень, 17 человек прошли переподготовку с получением второго высшего образования по профильной специальности. Сегодня у нас 97 процентов специалистов имеют высшее образование, половина из них – юристы и экономисты, пять человек имеют ученую степень кандидата наук. Не случайно наши сотрудники, пройдя школу по управлению государственной собственностью, всегда востребованы в других организациях. Многие выходцы из нашего коллектива заняли затем руководящие посты в сфере экономики и государственного управления.


Лично для меня работа в министерстве стала одним из самых интересных и насыщенных периодов в жизни. Наша деятельность требует разносторонних знаний, умения оперативно и грамотно реагировать на непростые ситуации. Мы были и остаемся под пристальным вниманием населения, а нередко – и под огнем критики. Пусть не все было гладко, иногда не совсем получалось задуманное, но мы идем правильным курсом.


Валерий ВАСИЛЬЕВ.
Министр земельных
и имущественных отношений РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще