Пятнадцать лет назад, 11 марта 1991 года, был создан Государственный комитет РТ по управлению государственным имуществом. Новую структуру возглавил Фарит Рафикович Газизуллин. Образование этого ведомства повлекло коренные изменения не только в сфере имущественных отношений, но и в экономике в целом.
Напомним, что после принятия в 1992 году Закона РТ “О преобразовании государственной и коммунальной собственности в РТ” и Государственной программы приватизации начался реальный перевод экономики на рыночные принципы управления. В том же году были сформированы первые комиссии по приватизации и утверждены первые планы приватизации КПОГАТ-3 и Казанского электромеханического завода. В течение трех лет была приватизирована большая часть значимых предприятий республики. Всего же к моменту завершения чековой приватизации (август 1995 года) было преобразовано 1029 предприятий, в числе которых флагманы республиканской экономики – ОАО “Татнефть”, “Нижнекамскшина”, “Нижнекамскнефтехим”, “Казаньоргсинтез” и другие.
В рамках первого этапа приватизации удалось не только внедрить в экономику рыночные методы управления, но и благодаря дальновидной политике Президента и Правительства РТ сохранить рычаги влияния на ключевые предприятия и отрасли. Это во многом способствовало проведению политики “мягкого вхождения в рынок”, которая стала визитной карточкой республики тех лет, позволило Правительству существенно смягчить негативные последствия реформ для населения.
На втором этапе (1995-2001 годы) начинается денежная приватизация, расширяется круг предприятий, подлежащих реформированию. В этот период происходит не только реформирование государственной собственности, но и решаются вопросы адаптации приватизированных предприятий к рыночным условиям, привлечения инвестиций, формирования и развития рыночной инфраструктуры, фондового рынка. Именно тогда была проведена работа по формированию корпоративной культуры в акционерных обществах, развивалась система государственного представительства в советах директоров ОАО, акции крупнейших предприятий выходили на международные фондовые рынки.
В апреле 2000 года была принята Концепция управления государственным имуществом республики. Основная идея документа актуальна и сегодня – это оптимизация государственной собственности и эффективное использование того, что остается в распоряжении государства. Такой подход предполагал максимальное сокращение прямого участия государства в деятельности ОАО, но при этом сохранялись рычаги контроля за жизненно важными для республики предприятиями и отраслями, оптимизировались бюджетные затраты на содержание государственных площадей.
На третьем этапе произошли качественные изменения в сфере деятельности нашего ведомства. В 2001 году образовано Министерство земельных и имущественных отношений РТ. С этого момента ведомство активно включилось в процесс реализации земельной реформы, расширило участие в формировании рыночной инфраструктуры. Земельные отношения стали самым сложным участком работы министерства.
Формирование республиканского рыночного земельного законодательства началось с принятия законов РТ “О земельной реформе”, “Об административной ответственности за нарушения земельного законодательства”. Историческим шагом можно назвать принятие в 1998 году Земельного кодекса РТ. Этот документ во многом опередил общефедеральное земельное законодательство. Таким образом, у нас в республике была создана законодательная база для развития всех форм собственности на землю.
Первые шаги реформы были сделаны на селе. Уже в начале 90-х годов граждане смогли оформить права на свои личные наделы под сельским и городским жильем, а также под садовыми участками. А в 1996-1998 годах сельские жители были наделены долями в собственности на участки сельскохозяйственных угодий, закрепленных за ними.
С принятием в конце 2001 года нового Земельного кодекса РФ наступил следующий этап реформы, в оборот были вовлечены земли промышленности и поселений. Начался процесс приобретения в собственность земель негосударственными предприятиями и владельцами объектов недвижимости. В итоге к первому января 2006 года более 400 приватизированных предприятий и более 20 тысяч собственников объектов недвижимости переоформили свои права на землю.
Федеральный же закон “Об обороте земель сельхозназначения”, вступивший в силу в 2003 году, положил начало процессу формирования крупных агропромышленных комплексов на основе инвестиций крупных промышленных и финансовых структур. В результате на сегодня в республике зарегистрировано более миллиона собственников земельных участков, из них 470 тысяч – сельчане, более двух тысяч – фермеры и около 600 тысяч – собственники садово-огородных участков. Все это свидетельствует о том, что в Татарстане создан класс первичных собственников земли. Они уже поняли, что при умелом использовании земля может стать реальным источником благосостояния.
Сегодня задачи нашего министерства четко определены. В их числе – завершение реформирования государственных унитарных предприятий, продолжение земельной реформы (в том числе – завершение оформления прав на сельхозземли и максимальное вовлечение их в хозяйственный оборот), формирование муниципального имущества и организация управления им, реформа жилищно-коммунального хозяйства, особенно в сфере управления жилым фондом.
И у меня есть все основания рассчитывать, что намеченные Правительством цели мы успешно выполним. Ведь в министерстве работают грамотные профессионалы. С момента создания ведомства интеллектуально-образовательная планка его коллектива была очень высокой. Здесь всегда уделялось большое внимание повышению квалификации сотрудников, поощрялось их стремление к дополнительному образованию. За 15 лет каждый второй сотрудник повысил свой профессиональный уровень, 17 человек прошли переподготовку с получением второго высшего образования по профильной специальности. Сегодня у нас 97 процентов специалистов имеют высшее образование, половина из них – юристы и экономисты, пять человек имеют ученую степень кандидата наук. Не случайно наши сотрудники, пройдя школу по управлению государственной собственностью, всегда востребованы в других организациях. Многие выходцы из нашего коллектива заняли затем руководящие посты в сфере экономики и государственного управления.
Лично для меня работа в министерстве стала одним из самых интересных и насыщенных периодов в жизни. Наша деятельность требует разносторонних знаний, умения оперативно и грамотно реагировать на непростые ситуации. Мы были и остаемся под пристальным вниманием населения, а нередко – и под огнем критики. Пусть не все было гладко, иногда не совсем получалось задуманное, но мы идем правильным курсом.
Валерий ВАСИЛЬЕВ.
Министр земельных
и имущественных отношений РТ.