“В нашей стране в перестроечные годы больше всего пострадало самолетостроение, особенно гражданское. Но я, как гражданин и как руководитель республики, где находятся огромные авиастроительные мощности, не мог мириться с таким положением дел. И, насколько возможно, Татарстан всегда поддерживал эту отрасль”, – сказал Президент Минтимер Шаймиев на прошедшей во вторник в Казанском Кремле встрече с представителями Фонда поддержки развития авиации и космонавтики имени летчика-космонавта СССР Германа Титова. Стороны обсудили очень важный для экономики республики вопрос – организацию серийного выпуска на Казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова регионального самолета Ту-334.
В состав делегации, посетившей Казань, вошли председатель правления фонда – дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Павел Попович, генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества, председатель попечительского совета фонда Григорий Рапота, генеральный директор НИИ экономики авиационной промышленности академик Александр Исаев, главный конструктор лайнера Ту-334 Игорь Калыгин, а также зарубежные консультанты фонда – экономисты и финансисты из США. Глава республики, приветствуя гостей, высоко оценил их вклад в развитие отечественного самолетостроения. “Мир стал открытым, – сказал он. – Появилась возможность вместе обсуждать конкретные проекты даже в такой сфере, как авиация. И это большое достижение нашего времени”.
Минтимер Шаймиев отметил, что Татарстан является не только нефтяной, но и авиастроительной республикой. Со стапелей КАПО выходили бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М3 – знаменитые “Блэкджек” и “Бэкфайер”. Сегодня объединение производит вполне мирный среднемагистральный Ту-214. Модификации казанского лайнера Ил-62 многие годы остаются востребованными на российском и международном рынках. Летательные аппараты Казанского вертолетного завода сегодня являются вполне конкурентоспособными, на других предприятиях выпускаются моторы, электротехника, приборы авиационного назначения.
“Наша держава умеет делать хорошие военные и гражданские самолеты. И в данном отношении раньше была одной из ведущих стран, – констатировал Президент. – Но если Россия и дальше не будет поддерживать отечественное самолетостроение, она потеряет истоки технического прогресса. Ведь эта отрасль требует интеллектуального труда, передовых достижений в области науки и техники, которые тянут за собой весь прогресс”.
Так почему же в настоящее время российские авиакомпании не спешат покупать отечественные самолеты? Первый вице-премьер – министр экономики и промышленности РТ Борис Павлов объяснил это бедностью наших авиаперевозчиков. Им проще приобрести бывшие в употреблении и имеющие определенный износ, а значит, и низкие цены “Боинги”. Хотя, к примеру, новый лайнер Ту-214 дешевле нового “Боинга”, а по техническим характеристикам ничуть не уступает ему. В свое время, чтобы обеспечить заказ на производство казанского “Туполева” и его реализацию, была создана финансово-лизинговая компания, которая сейчас тоже испытывает денежные трудности.
Сегодня стоит задача – наладить серийное производство ближнемагистрального самолета Ту-334 и его модификаций на КАПО, для чего опять-таки нужны средства. Руководители и зарубежные консультанты фонда встретились с главой республики, чтобы озвучить ряд предложений от потенциальных инвесторов, в том числе иностранных. Предполагается создание холдинговой компании, призванной организовать финансирование “туполевского” проекта. Одним из ее учредителей готов выступить Фонд поддержки развития авиации и космонавтики, образованный в 2001 году друзьями и коллегами космонавта №2 Германа Титова.
По словам Павла Поповича, сам фонд – организация некоммерческая, поэтому собственной казны не имеет. Однако его участники, используя свой авторитет, привлекают средства инвесторов под конкретные российские программы, направленные на развитие отечественной авиации и космонавтики. “В данном случае мы нашли общий язык с американскими партнерами, которых после долгих переговоров привезли сюда, чтобы они на месте встретились с конструкторами и производителями авиационной техники, – сообщил Павел Попович. – И уже начался деловой разговор о том, как быстрее приступить к масштабному производству самолета Ту-334”.
В беседе с корреспондентом “РТ” советник Премьер-министра республики по вопросам оборонной промышленности и машиностроению Назир Киреев сказал, что две такие машины на КАПО уже собраны и прошли все необходимые испытания. Вскоре заводчане приступят к сборке третьей. Потребность в региональных самолетах у авиаперевозчиков велика, поэтому проблем с их реализацией возникнуть не должно. Главное – решить финансовый вопрос…
В совещании с татарстанской стороны также приняли участие государственный советник при Президенте по социально-экономическим вопросам Марат Сафиуллин и генеральный директор КАПО имени Горбунова Наиль Хайруллин.