Принятая в республике целевая жилищная программа получила название “Обеспечение жильем граждан в Республике Татарстан по социальной ипотеке”. Под социальной ипотекой подразумевается предоставление гражданам жилья в рассрочку.
Государственным заказчиком целевой жилищной программы выступает Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ. Функции разработки ежегодной жилищной программы также возложены на Министерство финансов РТ и Государственный жилищный фонд при Президенте Татарстана. Кроме того, жилищный фонд аккумулирует на своем счету поступающие на социальную ипотеку финансовые ресурсы, осуществляет непосредственное финансирование строительства жилья, определяет размеры и порядок рассрочки платежа по его выкупу.
По республиканскому закону источниками финансирования строительства могут быть средства, полученные от продажи земельных участков из государственного резерва земель РТ, средства организаций всех форм собственности на добровольной основе, средства инвесторов, внебюджетные средства, средства физических лиц, а также средства бюджетов всех уровней. Главным условием успешной реализации жилищного строительства по Программе социальной ипотеки является обеспечение своевременного и полного поступления плановых платежей в жилищный фонд. Основным источником бюджета фонда являются поступления от предприятий и организаций республики в виде целевых платежей, вносимых ими на основании договорных обязательств и соглашений.
В реализации Программы социальной ипотеки в 2005 году приняли участие более 1,8 тысячи предприятий и организаций, в жилищный фонд поступило 3759 млн. рублей, что на 25 процентов больше, чем планировалось. Основную сумму платежей – 3305 млн. рублей – обеспечили 69 крупных предприятий. Из них наибольший вклад в финансирование программы внесло ОАО “Татнефть” (1,56 млрд. рублей, что составляет 42 процента от всех доходов фонда). Значительные средства поступили от ОАО “Татэнерго” (251 млн. рублей), “Нижнекамскнефтехим” (229 млн. рублей), “КамАЗ” (185 млн. рублей), “Казаньоргсинтез” (134 млн. рублей), “Нижнекамскшина” (127 млн. рублей), ООО “Таттрансгаз” (87 млн. рублей) и других предприятий. За счет средств предприятий в 2005 году в республике было построено 250 тысяч квадратных метров жилья, в новые квартиры вселились четыре с половиной тысячи семей. В целом же за счет всех доходов фонда введено 330 тысяч квадратных метров жилья, новоселами стали шесть тысяч семей.
В деле привлечения юридических и физических лиц к участию в социальной ипотеке в сельской местности интересен опыт Сабинского района. В прошлом году в социальной иппотеке приняли участие не только 44 предприятия района, но и более 100 частных и индивидуальных предпринимателей, которые внесли в фонд по 2-8 тысяч рублей.
Вместе с тем руководители некоторых районов не проявили государственного подхода к проблеме финансирования Программы социальной ипотеки. Двенадцать районов республики менее чем на 50 процентов выполнили свои договорные обязательства по средним и малым предприятиям. В их числе Рыбнослободский район (обязательства выполнены на 6 процентов), Алькеевский (на 9 процентов), Кайбицкий (на 10 процентов), Атнинский (на 15 процентов).
В Рыбнослободском районе задание на внесение платежей получили семь несельскохозяйственных предприятий на сумму 466 тыс. рублей. Одно из этих предприятий – ООО “Корн” – договор на уплату платежей в жилищный фонд не заключило вообще, а остальные щесть предприятий, заключив договоры на общую сумму 254 тысячи рублей, фактически внесли только 15,5 тысячи. Ни одного рубля не перечислили две организации: Рыбнослободское райпо и ОАО “Рыбнослободский агрохимсервис”.
Примеры пренебрежительного отношения руководителей отдельных предприятий и организаций к проводимой в республике государственной жилищной политике можно найти и в столице. В числе таких предприятий – ООО “Лаек”, ЗАО “Рахим”, ООО “Идилия”, “Логика”,ОАО “Татсантехмонтаж”, УК “Золотой колос”, фирма “МТ-Сервис – ООО”, ООО “Экспертэнерго”, авиакомпания “Тулпар”, трест “Горводзеленхоз”, ОАО “Казанский электромеханический завод”, предприятие картонажно-полиграфических изделий, трест “Дорожный ремонт”, ОАО “Казтрансстрой”, Казанское авиапредприятие, ОАО “Сантехприбор”, ЗАО “Заря”, ООО “Телесет”, МУП “Каз-горэлектротранс”, ЗАО “Кулон-строй”, предприятие “Приводная техника ФОЙТ КМПО”. Одни предприятия просто не стали заключать договоры с жилищным фондом, а другие, взяв на себя обязательства, не стали их выполнять. Следует отметить, что объемы поступлений платежей в Госжилфонд от предприятий, не выполнивших своих договорных обязательств, очень незначительны, гораздо меньше сумм, израсходованных жилищным фондом в 2005 году на строительство жилья на территориях, где “прописаны” должники.
Например, Тетюшский район в 2005 году в бюджет Госжилфонда внес 674 тысячи рублей, а получил от общего пирога кусок, равный 41,2 млн. рублей, то есть в 61 раз больше, чем внес. В Тюлячинском районе объем вложенных жилищным фондом средств превышает объем внесенных собственных средств в 170 раз, в Рыбнослободском – в 330 раз, в Кайбицком – в 280 раз, в Алькеевском – в 412 раз, в Атнинском – в 738 раз.
Понятно, что возможности большинства сельских районов по финансированию Программы социальной ипотеки намного меньше, чем у городов, поэтому их доля в доходной части бюджета фонда намного меньше, чем суммы израсходованных на строительство средств. В то же время некоторые сельские районы перечисляют в бюджет фонда намного больше ресурсов, чем получают оттуда. Например, от предприятий и организаций Апастовского района в фонд поступило 3,1 млн. рублей, а израсходовано на строительство в этом районе всего 1,3 млн. рублей. В Высокогорском районе было собрано 7,9 млн. рублей, а вложено в строительство жилья почти в два раза меньше. Такое же несоответствие показателей и в Черемшанском районе. Думается, что в нынешнем году выделение районам средств из жилищного фонда должно производиться пропорционально поступлениям оттуда.
Такой подход позволил бы обеспечить качественное исполнение доходной части бюджета жилищного фонда на 2006 год. В нынешнем году для реализации программы ипотеки планируется собрать 4,768 млрд. рублей. Это на 8,5 процента больше, чем в 2005 году. За счет этих средств предполагается построить жилье для шести тысяч семей в разных городах и селах республики.
Жилые помещения для реализации на принципах социальной ипотеки по постановлению Кабинета Министров РТ будут распределяться в следующих пропорциях: 45 процентов – для работников бюджетной сферы; столько же – для работников предприятий и организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки; 10 процентов – другим категориям граждан, нуждающихся в неотложной поддержке. То, что жилищный вопрос в республике решается, должны почувствовать как очередники (участники ипотеки) в трудовых коллективах предприятий, так и бюджетники и другие категории граждан. Если же где-то очередь на получение жилья двигается крайне медленными темпами, то очередникам следует поинтересоваться: а уплачивает ли их предприятие средства в жилищный фонд, выполняет ли договорные обязательства?
Михаил ЗАХАРОВ.