Сколько же потрясений, испытаний выпало на долю этого единственного в республики старейшего в отрасли Чистопольского судоремонтного завода, вернувшего жизнь сотням больших и малых теплоходов, вырастившего десятки флотских и рабочих династий! В последние годы он сам оказался в пучине экономического кризиса…
Как провожали теплоходы…
Все познается в сравнении. Вернемся и мы к старым временам, когда проводы в навигацию судов приписного флота были настоящим праздником для жителей города. Нарядные, с цветами, под марш “Прощание славянки” провожали они в большое плавание отлаженные до болтика белоснежные теплоходы, которые один за другим покидали гавань, чтобы поздней осенью вновь вернуться в родной затон.
Право на открытие навигации давалось экипажу, победившему в соревновании по своевременной и качественной подготовке судов. Ремонтировали их совместными усилиями речников и рабочих предприятия. Приписной флот, насчитывающий до двухсот судов, и завод находились под крылом одного хозяина – Камского речного пароходства, находящегося в Перми.
Головное предприятие выделяло средства не только на ремонт флота, но и на его содержание, развитие социальной сферы, строительство жилья, подготовку кадров. В зимний период успешно работала школа переподготовки командного состава. Квалифицированные кадры для флота – рулевых, мотористов, электриков – поставляло пятое профессиональное училище, курсанты которого ежегодно проходили практику, нередко и на новых речных судах, построенных на отечественных верфях.
Примечательно, что на площадках завода не только ремонтировались суда, но и активно строились технически сложные теплоходы. Достаточно сказать, что с его стапелей сошли современные ледоколы Р-47, гидроперегружатели, паромы, очистные плавающие станции для нефтяников.
Прощальные гудки в осиротевшем затоне
Первый и, можно сказать, смертельный удар резким подорожанием горючего был нанесен комфортабельным финским и венгерским туристическим теплоходам, которые за счет стоимости путевок уже не могли возместить затраты на топливо, обслуживание туристов и не вышли в навигацию. Одни ушли на стоянку в Пермь, другие остались ржаветь в затоне.
Нерентабельным в этот период стало и большинство грузовых теплоходов, которые после реконструкции отправлялись в Пермь, Чайковский, Сарапул. Процесс перевода флота в другие города ускорил переход под юрисдикцию РТ и судоремонтного завода, который практически остался без заказов на ремонт судов. Один за другим с прощальными гудками уходили из затона теплоходы. Осиротел и поселок водников, жители которого остались без любимой работы.
Нельзя сказать, что заводчане сидели сложа руки. Они налаживали деловые связи с нефтяниками республики, успешно выполняя их заказы. Но продолжающийся кризис, дороговизна сырья, энергоресурсов, частая смена руководства, непродуманное реформирование привели к полному разладу в работе, к потере заказчиков, резкому спаду производства и сокращению рабочих на заводе. Если раньше здесь было занято более 700 человек, то в начале прошлого года – менее двухсот. Почти опустели цеха, навсегда смолк и привычный заводской гудок, извещающий о начале и конце рабочего дня.
Время собирать камни
Но в последнее время на заводе становится все оживленнее. Суда из различных городов и портов все чаще сюда заворачивают на ремонт и зимний отстой.
– Потери, конечно, велики, – говорит первый заместитель генерального директора Виктор Репьев. – Но основная база у нас все же сохранена, производственные цеха постепенно набирают обороты. Для подготовки кадров есть училище, с которым возрождаем связи. Завод наш по ремонту судов и двигателей, имеющий речные стапели, – единственный такого рода в республике. Сегодня мы берем заказы на ремонт судов различного назначения из портов “Татфлота”, Перми, частных теплоходов из Казани, Набережных Челнов, Москвы, Нижнекамска, других городов.
– Эти вот земснаряды, дебаркадеры прибыли на ремонт из Казанского порта, – поясняет начальник технического отдела завода Александр Веденеев, с которым мы идем вдоль причальной стенки затона. А эти небольшие суда, или, как мы их называем, “Омики”, “Мошки”, работающие на местных линиях, уже отремонтированы, и после центровки двигателей отправим их заказчику. Эти более солидные двух-, трехпалубные пассажирские теплоходы – “Павел Миронов”, “Гастелло”, “Бородино” – предстоит еще ремонтировать.
С начала года здесь на ремонт и зимний отстой уже принято более ста различных судов и барж, что значительно больше прошлогоднего. Выросла зарплата, с каждым месяцем увеличивается число рабочих мест, возвращаются опытные специалисты.
Впечатляющую картину подъема судна застали мы на рабочей площадке слипа. Мощные лебедки по наклонным рельсам медленно вытягивали судно тросами из воды. Рабочие четко выполняли команды диспетчера Андрея Ягодкина у пульта управления. И многотонная махина, уложенная на многочисленные тележки, сантиметр за сантиметром с водной глади незаметно перекочевала на рельсовую дорогу.
Оборудование по подъему судов на слипе прибыло из Германии в 50-е годы прошлого века. Заметим, что большая часть заводского оборудования давно отработала свой ресурс, нуждается в замене; работы в этом направлении, как говорится, непочатый край.
Впечатляют и мощные грейферы, траверзы к ним, изготовленные на заводе для погрузки леса, инертных материалов, которые нам показал мастер цеха Юрий Катин.
– Почти тридцать таких изделий нынче собрали, – отметил он. – Но в былые времена сорок пять грейферов мастерили каждый квартал. Правда, темпы наращиваем, только на прошлой неделе в цех вернулись четыре судосборщика, и дело теперь пойдет веселее.
По-настоящему горячую обстановку застали в литейном цехе. Споро, как говорится, без сучка и задоринки, разливала по формам огнедышащую массу дружная команда старшего мастера Станислава Соловьева. Несмотря на невзгоды, они в трудные времена оказались верными своему предприятию, по 15-20 лет колдуют рабочие у вагранок для чугунного литья, делают отливки для поршней, втулок и других запчастей к судовым двигателям. На наших глазах отлили колосники по заказу Сабинского леспромхоза. Здесь создается фундамент, главная основа для успешной работы механического, токарного и других цехов, всего предприятия. Но, к сожалению, как и в других подразделениях, оборудование и тут старое, оставляют желать лучшего и условия работы. Потому в первоочередных планах нового руководства – модернизация литейного производства.
– Наряду с перевооружением цехов, ростом объемов по ремонту судов, – подчеркивает генеральный директор завода Александр Фиалкин, – будем и дальше укреплять связи с нефтяниками, увеличивать для них производство насосов различных модификаций, узлов и деталей к ним, расширять номенклатуру и наращивать выпуск запчастей к судовым двигателям. Большие планы по новому судостроению. Благо, что начинают поступать заявки на строительство служебных и других катеров.
И все же хорошо зная историю, богатый опыт, традиции завода, невольно задаешься вопросом: зачем, спрашивается, было так низко падать, разорять и разрушать предприятие, чтобы потом с таким трудом подниматься?..