Вчера специалисты Казанского моторостроительного производственного объединения в деле продемонстрировали первым лицам и руководителям промышленной элиты Татарстана возможности нового уникального чугунолитейного комплекса, введенного в строй месяц назад.
Презентация прошла в рамках коллегии Министерства экономики и промышленности РТ, на которой были подведены итоги производственно-хозяйственной деятельности машиностроительного комплекса республики в текущем году и поставлены задачи на ближайшую перспективу.
Новый чугунолитейный комплекс впечатлил гостей КМПО. Увиденное развеяло миф о том, что такое производство априори не может быть чистым. Заводчане выполнили все требования Ростехнадзора по промышленной, экологической безопасности и охране труда. И теперь утверждают, что по этим показателям их комплекс – лучший в Европе.
На оборудование участка предприятие затратило 90 миллионов рублей. Здесь использованы многие передовые технические решения, к примеру, компьютерное управление технологическим оборудованием. С вводом нового комплекса моторостроители намерены увеличить объемы производства чугунолитейных деталей как для автоматической коробки передач городского автобуса (федеральный заказ), так и для поршневого компрессора автомобиля “КамАЗ” (заказ германской фирмы “Кнорр-Бремзе”).
Генеральный директор КМПО Дамир Каримуллин рассказал Президенту Минтимеру Шаймиеву, Премьер-министру Рустаму Минниханову и другим участникам коллегии и о других новых разработках предприятия. Главу республики заинтересовали газотурбинные энергетические установки, обеспечивающие комбинированную выработку электрической, тепловой энергии и позволяющие остановить рост тарифов на энергоресурсы. Минтимер Шаймиев подчеркнул, что такое оборудование особенно востребовано на юго-востоке Татарстана, где, к примеру, в Альметьевске, стоимость тепловой энергии достигла 600 рублей за гигакалорию. А использование газотурбинных станций способствует снижению этого тарифа в четыре раза…
В начале пленарной части совещания первый вице-премьер – министр экономики и промышленности РТ Борис Павлов в своем докладе сообщил, что в республике 150 предприятий машиностроительной отрасли, многие из которых являются бюджетообразующими. За 11 месяцев нынешнего года объем регионального валового продукта составил свыше 450 млрд. рублей. Однако доля машиностроения в нем всего 21 процент, а до девяностых годов прошлого столетия этот показатель доходил до 40 процентов. И хотя темпы роста объемов производства в отрасли выше, чем в среднем по Татарстану – 114 процентов против 106,2 процента, – сальдированная прибыль с сентября прошлого года сократилась с 4,2 до 1,6 млрд. рублей. Да и средняя заработная плата здесь ниже, чем в среднем по республике – сегодня соответственно 6935 и 9200 рублей.
По мнению Президента, чтобы поднять эффективность деятельности машиностроительного комплекса и производить конкурентную продукцию, необходимо внедрять инновационные технологии. “Казалось бы, у вас столько ума, интеллекта, а инновационных проектов очень мало, – констатировал Минтимер Шаймиев. – Сколько можно догонять Запад? Обратите внимание на Корею. В этой стране нет ни своего газа, ни нефти. Но как великолепно освещены ее города! А над нашими населенными пунктами – тьма тьмущая…”
По словам главы республики, в деле инноваций невелик вклад ученых: “Они мало нам помогают, как будто научного потенциала в Татарстане и нет. Хоть бы критиковали то, что сегодня мы имеем, а то ведь вообще молчат. Пора просыпаться. Надеюсь к первому бою новогодних курантов это случится. Один инновационно-производственный технопарк “Идея”, созданный по инициативе руководства республики, проблему не решит. Я заметил, что на КМПО много пустующих производственных корпусов. Почему бы на этих площадях также не организовать технопарк”.
Как считает Рустам Минниханов, у наших машиностроительных предприятий есть неплохие перспективы. В республике реализуются крупные проекты, в которых есть место и для машиностроителей. К примеру, в Нижнекамске строится мощный комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, которые нуждаются в оборудовании, металлоконструкциях и другой продукции. Модернизируются такие крупные предприятия, как “Нижнекамскнефтехим”, “Казаньоргсинтез”, “Тасма”. Кроме того, большие возможности открывают мероприятия, предусмотренные соглашением о сотрудничестве между Татарстаном и “Газпромом”. Руководителям машиностроительных предприятий просто следует быть расторопней, активнее участвовать в тендерах, кооперироваться и завязывать партнерские отношения с нужными компаниями.
Президент высказал сожаление по поводу прекращения реализации федеральной целевой программы развития гражданской авиации. “Но у нас совесть чиста – мы сделали все возможное, чтобы этого не случилось, – сказал он. – Тем не менее сейчас много говорят о нехватке пассажирских самолетов. Вместе с тем опять лоббируется компания “Боинг”, подержанные самолеты которой намерены покупать в России. Но мы работать бесплатно больше не будем. А одна маленькая республика не может возродить отечественное авиастроение”. Все же Казанское авиационное производственное объединение благодаря поддержке республиканского руководства пытается выйти из кризиса. Самолеты его производства Ту-214 уже бороздят просторы воздушного океана. И в ближайшие два года еще десять таких лайнеров намерена купить авиакомпания “Трансаэро”.
В завершение мероприятия Минтимер Шаймиев предложил один-два раза в год собирать совещания по такому жизненно важному вопросу, как повышение эффективности машиностроительного комплекса республики. По словам Президента, недопустимо, когда молодые люди оканчивают технические вузы и не могут устроиться на работу по специальности. “Все наши предприятия должны развиваться, выпускать конкурентоспособную продукцию, предлагать достойную зарплату. Резервы для этого есть”, – заключил Минтимер Шаймиев.