“Не принижайте значение нашего парламента”

Как уже сообщалось, в минувший четверг на сессии Государственного Совета РТ был рассмотрен во втором и третьем чтении проект бюджета на 2006 год.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Как уже сообщалось, в минувший четверг на сессии Государственного Совета РТ был рассмотрен во втором и третьем чтении проект бюджета на 2006 год. Затем главный финансовый документ республики был принят окончательно. Итак, практически все доходы на следующий год утверждены, расходы определены, причем практически за полтора месяца до наступления Нового года. Мы как-то очень быстро забыли о том, что еще несколько лет назад принимали бюджеты в начале отчетного года, а первый квартал жили по прошлогоднему бюджету.


Времена, слава богу, изменились. Выросла доходная часть бюджета, растут и наши потребности. Благоприятно складывается ситуация на нефтяном рынке. Тем не менее Правительство и парламент при формировании бюджета всегда оглядываются назад, на те годы, когда баррель нефти стоила 10-12 долларов, а в иные дни цена на нефть опускалась до 7 долларов. И это непредсказуемое поведение нефтяных котировок заставляет разработчиков бюджета страховать власти на тот случай, если цены на нефть вдруг резко упадут. Именно поэтому и цену на нефть Татарстан устанавливает ниже общероссийского уровня, и бюджет принимает с дефицитом. “Будут у нас дополнительные доходы, – сказал в перерыве между заседаниями Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин,- депутаты обязательно соберутся и распределят их. И не сомневайтесь, что большая часть этих денег будет направлена на социальные программы”.


Всего в комитет по бюджету, налогам и финансам было направлено 172 поправки к проекту главного финансового документа республики, 89 поправок были одобрены депутатами, 56 – отклонены, остальные – сняты авторами в ходе обсуждения. В ходе кропотливой работы с Правительством, отметил председатель комитета Илсур Сафиуллин, депутатам удалось убедить Правительство увеличить расходную часть бюджета еще на 350 миллионов рублей. Все эти средства будут направлены в социально-культурную сферу, в том числе на образование – 203 млн. рублей, здравоохранение – 40 млн. рублей, социальную политику – 35 млн. рублей.


По регламенту неодобренные комитетом поправки были вынесены на обсуждение парламента. Так случилось, что автором большинства неодобренных комитетом поправок был депутат Александр Штанин. В нынешнем году его место заняли депутаты из фракции коммунистов. На сессии происходил своеобразный диалог между Фаридом Мухаметшиным и Илсуром Сафиуллиным – с одной стороны и Робертом Садыковым и Насимой Столяровой – с другой. Нельзя сказать, что эта дискуссия была бесплодной. Стороны еще раз прояснили свои позиции относительно того, как нужно финансировать и развивать социальную сферу, экономику. Коммунисты предлагали увеличить практически все расходы по “социальным” статьям, Правительство резонно спрашивало: за счет каких средств? Где взять доходы, если федеральный бюджет жестко регламентирует, что куда и сколько направить. Будут дополнительные доходы, тогда и решим, что финансировать в первую очередь.


Оживленный спор между депутатами возник по поводу выделения дополнительных средств на ежемесячные пособия на ребенка гражданам, имеющим детей. Депутат Х.Миргалимов предложил добавить в эту статью расходов 130 млн. рублей. Одновременно он предложил увеличить пособие матерям-одиночкам. Спор этот продолжается не первый год. Депутаты уже давно просят Правительство обратить внимание на то, что пособия, выплачиваемые, между прочим, по федеральным нормативам, практически никак не улучшают положение тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума.


Из стенограммы заседания:


Р.Миргалимов, депутат: Я хотел бы сейчас дополнить информацию по матерям-одиночкам и по детским пособиям. В прошлом году в апреле мы утвердили пособие в размере 70 рублей, матерям-одиночкам – 140 рублей. Правительство говорит, что пособия индексируются. Вместо 70 рублей женщины будут получать на ребенка 76 рублей, а матери-одиночки вместо 140 рублей – 152 рубля. Разве это деньги? Жаль, что федеральный центр в этом году утвердил точно такую же сумму.


Р.Минниханов, Премьер-министр РТ: Когда мы готовили этот закон и определяли норматив выплаты, мы руководствовались теми нормативами, которые есть в соседних регионах, в Федерации. Наверное, цифры получились не столь значительными, но я могу сказать, что мать-одиночка через компенсации по жилищно-коммунальным платежам получает больше выплат, чем по данной статье. Ведь этого больше нигде в России нет – компенсационных выплат по ЖКХ.


С.Осколок, депутат: Пусть правовое управление Госсовета доложит, как нам быть? Некоторые вещи мы не имеем права обсуждать, потому что это не наша компетенция. Мы можем обратиться к федеральному центру, чтобы он добавил. Я бы тоже хотел добавить матерям пособия, но как, если федеральный центр не позволяет?


Ф.Мухаметшин: Вы свою роль и роль парламента не умаляйте окончательно. Я думаю, ни один прокурор не посягнет на наше решение, если в бюджете республики мы найдем возможность увеличить пособия на детей. И нарушением федерального законодательства это не будет. Может быть, пока не принимать решение по этим поправкам, обсудить их еще раз в перерыве, а потом еще раз проголосовать?


М.Шаймиев, Президент РТ: Мы определяем размер выплат матерям-одиночкам исходя из доходов на одного члена семьи? Я почему об этом спрашиваю? Если мы не будем учитывать доходы, то знаете, сколько матерей-одиночек будет через 10 лет? Посмотрите динамику. Гражданский брак – это мать-одиночка по закону. Конечно, главное – чтобы дети были. Но мы же должны и свои расходы считать. Если размер пособия связан с доходами, то это правильно. Ведь среди матерей-одиночек сейчас все больше появляется состоятельных женщин.


После рассмотрения поправки на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам:


И.Сафиуллин: По поручению Госсовета мы рассмотрели вопрос об увеличении размеров пособий матерям-одиночкам. В ходе обсуждения пришли к соглашению об увеличении размера пособия на 45 процентов. Другими словами, если теперь пособие составляет 140 рублей, то в 2006 году возрастет до 203 рублей. Такая поправка “стоит” 19 миллионов рублей.


…В ходе обсуждения было также решено увеличить на 30 миллионов рублей расходы на здравоохранение. Эти деньги будут направлены на финансирование больниц, клиник, медико-санитарных частей. Депутаты были вынуждены признать, что в ряде столичных клиник крайне неудовлетворительное материальное состояние. Больным приходится покупать не только лекарства, но и простыни, домашние тапочки. Больницы, даже центральные, нуждаются в ремонте, там не хватает оборудования, сегодня стыдно иметь такие медицинские центры.


Комментируя эту поправку уже после принятия, Илсур Сафиуллин заметил, что разовыми выделениями средств проблему не решить. Необходима кардинальная перестройка всей системы здравоохранения, культуры, вообще всей социальной сферы. Вот для этого потребуются большие вливания бюджетных средств. С другой стороны, в свое время именно коммунисты проголосовали за введение многочисленных льгот для населения. Их было так много, что государство, по сути, оказалось неспособным выполнить законы, за которые проголосовала Госдума. На смену льготам пришла монетизация – болезненная, не принятая населением реформа. Сейчас, предлагая поправки об увеличении статей расходов, коммунисты хотят наступить на те же грабли?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще