Несколько дней назад на сайте RBC появилась статья Марии Яковлевой “Китай и Rolex погубили российские часы”, в которой рассказывается о печальной участи известного часового завода “Чайка”. Это некогда процветавшее предприятие производило до 1991 года более 5 млн. штук женских наручных часов и часовых механизмов в год и отправляло на экспорт почти 60 процентов своей продукции. Сегодня завод вынужден сокращать рабочие места и продавать производственные и административные здания. А недавно Анатолий Лисицын, губернатор Ярославской области, где расположена “Чайка”, публично заявил, что руководству часового завода, являющегося градообразующим предприятием Углича, надо продать свой бизнес и уйти.
Что же происходит с часовой промышленностью России? Ответить на этот и другие вопросы мы попросили генерального директора ОАО “Чистопольский часовой завод “Восток” Владислава Цивилина.
– Владислав Валентинович, неужели все так уж плохо в часовой промышленности страны и российские часы не выдержали конкуренции с китайскими аналогами?
– Честно сказать, в нашей отрасли сегодня мало чему можно порадоваться. У “Чайки” действительно трудное положение, но завод все-таки продолжает работать. Недавно были созданы ООО “Ювелирный завод “Чайка” и ООО “Механический завод “Чайка”. Раскрученный брэнд “Чайки” теперь, надеюсь, не пропадет. Помните, когда-то эти миниатюрные часы в золотых корпусах, а также украшенные финифтью и серебром были предметом гордости и прекрасным подарком для женщин. Думаю, вернуть былую славу можно, хотя и неимоверно трудно…
– Кстати, о былой “Славе”. Второй Московский часовой завод “Слава” тоже когда-то гремел на весь мир. Что с ним теперь?
– А его как часового завода уже практически не существует, как и знаменитого Первого Московского часового завода, выпускавшего “Полет”, “Штурманские” и другие хорошие наручные часы. Навсегда исчезла с часовой карты России питерская “Ракета”. Еще в начале 90-х годов прошлого века этот завод так “приватизировали”, что просто растащили по винтикам. Не хочу давать оценку сегодняшнему состоянию других часовых заводов: где-то дела идут чуть-чуть лучше, где-то совсем плохо. Но у каждого из них своя причина “болезни”. Когда на заре перестройки новые “хозяева” развинтили “Ракету”, это ни у кого из руководителей российской экономики не вызвало беспокойства. А жаль. Захват внутреннего российского часового рынка проходил по классическим законам вестернов – надо убить конкурента, чтобы захватить его долю бизнеса. Так все и происходило – законы, защищавшие отечественного производителя, или не действовали, или их попросту не было. В страну хлынул не ограниченный никакими таможенными пошлинами поток дешевых часов-однодневок из Китая. В то же время пробиться на внешний рынок российским часам стало еще труднее, чем раньше. Крупнейшие производители часов на Западе пролоббировали принятие совершенно драконовских по отношению к российским часовым экспортерам законодательных актов. Нашу продукцию на рынки Европы и Америки просто не пускали. Эти негативные тенденции сохраняются и сегодня.
– Но, простите, откуда у китайцев, и вовсе не имевших часовой отрасли, вдруг появились часы?
– Во-первых, для выпуска электронных часов не нужно изготавливать сложный и дорогостоящий часовой механизм. Дешевые электронные “штамповки” из Гонконга тут же ринулись в Россию и нашли здесь своего небогатого покупателя. Во-вторых, китайцы очень быстро наладили в России скупку часовых механизмов по дешевке. Они, не брезгуя, оплачивали услуги заводских несунов (а размах хищений в то время был просто огромен), скупали и заводской брак, и старые “бэушные” часы. Это барахло вывозилось из страны как металлолом, за копейки. Потом на скорую руку, из чего попало в Китае штамповали корпуса, вставляли в них старые и ворованные механизмы и везли часы обратно в Россию. На нашем же рынке продавали часы под нашими же марками, только втрое дешевле. Подделки почему-то тоже не преследовались российским законодательством.
Так вот, одна из главных причин падения часовой отрасли страны мне видится в нашем менталитете, когда чиновники “стесняются” проявить чувство патриотизма и позволяют безнаказанно грабить страну, а население непатриотично в силу своей бедности, поэтому покупает что подешевле.
– А может быть, главная беда российских хронометров все-таки качество? Намного ли лучше китайских наши часы?
– То, что наши лучше, и намного, – это однозначно. Но правда и в том, что качество отечественных часов все еще оставляет желать лучшего. Тягаться со знаменитыми швейцарскими моделями бессмысленно и не нужно. Но ведь и цена на российские часы кратно ниже, чем на Rolex. У наших часов другая ниша. Но в целом качество наших часов хорошее, и это подтверждают многие, в том числе и зарубежные, специалисты. Я, например, точно знаю, что дилеры, торгующие российскими часами, не снижают объемы заказов у крупных производителей, а значит, не снижают и объемы продаж. Спрос на российские часы не падает, как представляют себе некоторые. Он стабилен.
– Вы, наверное, имеете в виду часы марки “Восток”?
– И “Восток”, конечно, тоже.
– Тогда скажите, как “Востоку” удается сохранить спокойное “лицо” на фоне общего уныния отрасли?
– Ну, не такое уж оно и спокойное. Нас не могут не касаться и не волновать те проблемы, которые возникают у других часовых заводов страны. Мы анализируем их и пытаемся спрогнозировать развитие ситуации, упреждать возможные негативные моменты. Чистополь, как и Углич, вовсе не мегаполис, а скромный райцентр. Если в Москве на Первом и Втором часовых заводах была такая проблема: высококвалифицированные работники увольнялись из-за невысокой зарплаты, уходя в частные богатые фирмы, – то у нас все было как раз наоборот. Для градообразующего предприятия в небольших городах сокращение даже полусотни человек выливается в социальную проблему. А в Угличе сразу сократили 500 работников! И это была уже третья волна сокращений. Всего за полтора года здесь уволили 900 человек, а все население Углича недотягивает и до 40 тысяч. Главная беда тут не только в огромном числе сокращенных. Потеря квалифицированных кадров, специалистов точной механики, умеющих, что называется, “микроны ловить”, невосполнима. Вот после чего последовало резкое высказывание ярославского губернатора, мол, менеджерам “Чайки” лучше уйти самим. Но куда же деться уволенным рабочим?
В Чистополе такая проблема возникала не раз, и, чтобы не нагнетать напряженность, мы стали создавать новые рабочие места на малых предприятиях, которым нашлось место на заводской территории. Сегодня стало модно говорить о технопарках. “Восток” по сути – уже давно технопарк, хоть так и не называется. У нас под одной крышей, кроме наручных, выпускают самые разнообразные часы: настольные, настенные, каминные, напольные, автомобильные, судовые и будильники. Всего за прошлый год общий объем выпуска всех часов составил около миллиона штук, а наручных часов – более 700 тысяч штук.
Мы стараемся сделать производство гибким и мобильным, чтобы реагировать на изменения покупательского спроса и требования рынка. Так, традиционно “Восток” делал мужские наручные часы (всем известные “Командирские”, “Генеральские”, “Адмиральские” и “Амфибия”), а стал выпускать и женские, и молодежные, и часы со спортивной и фирменной символикой. Будильники – электронные и механические, с семидневным заводом и миниатюрные дорожные – тоже дань времени. Напольные, настольные подарочные и каминные часы в стиле ретро – отклик на сегодняшнюю моду: многие семьи стали приобретать улучшенное жилье, и возникли новые запросы.
Наше время выдвинуло на первый план реформу ЖКХ. Еще девять лет назад мы выпустили первый водосчетчик. Нам тогда говорили: кому он нужен? Теперь знаем – нужен всем. Производственно-коммерческая фирма “Бетар” выпускает бытовые и промышленные приборы учета и контроля расхода холодной, горячей воды и газа, регуляторы давления, трубопроводную арматуру, другие малые предприятия производят счетчики расхода электрической энергии, счетчики наработки времени, манометры и другую приборную продукцию. На территории нашего завода делают комбинации автомобильных приборов и тахографы. Кроме того, шьют одежду и обувь, мастерят мебель, выпускают сувениры из камня и дерева. Здесь трудятся сотни тех, кто попал под сокращение из-за необходимости снижения себестоимости производства часов. Так мы смогли сохранить квалифицированные кадры.
В этом году мы внедрили в производство две модели часов “Полет”. Сделали это в первую очередь для того, чтобы не дать погибнуть знаменитой часовой марке. Я совершенно не согласен с мнением, что российские часы погубили Китай и Rolex. С китайцами мы долго “воевали”, пока не поняли, что можем сотрудничать. Как написали в одной из газет, “часовая ось Нью- Йорк – Пекин прошла через Чистополь”. Теперь в Гонконге для нас разрабатывают дизайн часов, в Чистополе мы их собираем, а продаем и в США, и в Германии, и в России. Мы создали свое представительство в КНР, и по итогам первых шести месяцев текущего года именно китайская торговая сеть стала лидером по продажам наших часов.
Удачно, на мой взгляд, развивается наше сотрудничество с прибалтийскими партнерами. Предприятие “Восток-Европа” заявило о себе несколько лет назад и сегодня хорошо представлено на крупнейших международных часовых выставках-ярмарках.
– Существует мнение, что для спасения российской часовой отрасли нужны общая для всех существующих заводов стратегия и создание некоего национального брэнда. “Восток” готов возглавить этот процесс?
– Мы дважды по своей инициативе собирали в Чистополе всероссийские совещания часовщиков, чтобы выработать общую стратегию выживания отрасли в труднейших условиях. Но сейчас отрасли нужна государственная поддержка, в первую очередь законодательная. “Восток”, наверное, мог бы стать локомотивом отрасли, потому что сегодня дела у нас идут лучше, чем у других. Но власть должна понять, что немногие страны мира могут с гордостью назвать себя часовыми державами. В их числе – Россия. Это престиж страны. Теряя часовую отрасль, мы теряем точную механику, без которой невозможны развитие военной техники, освоение космоса, многое другое. Поэтому часы России остановить нельзя.
Владимир ШЕВЧУК.