С 2006 года меняются принципы формирования местных бюджетов.
Сразу оговоримся: в республике денег больше не стало. Просто принят закон “Об общих принципах организации местного самоуправления…”, который потребовал изменения бюджетной системы в целом по России. Если прежде эта самая система состояла из трех уровней бюджетов (федеральный, региональный и местный), то теперь местные бюджеты “расщепились” на бюджеты городских округов и муниципальных районов. Последние в свою очередь состоят из бюджетов непосредственно районов и поселений. Другими словами, законодатели “расщепили” бюджеты практически до молекулярного уровня.
Новшеством является и то, что каждый уровень бюджета получил свои доходы, которые закреплены законодательно. Например, бюджеты поселений могут рассчитывать на 10 процентов налога на доходы физических лиц, 30 процентов сельхозналога и в полном объеме на земельный налог и налог на имущество граждан. Муниципальные районы получат 20 процентов налога на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход, 30 процентов сельхозналога. Свои нормативы доходных поступлений есть у каждого уровня местных бюджетов.
Однако на недавней пресс-конференции в “Татмедиа” журналисты поинтересовались: а достаточно ли этих средств для того, чтобы муниципальные органы власти сумели в полном объеме выполнять свои обязанности перед населением? Понятно, что этих средств не хватит. Именно поэтому в республике созданы пять фондов, из которых будет оказываться финансовая поддержка муниципалитетам. В их числе – региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов, поддержки поселений, фонд софинансирования социальных расходов, фонд компенсаций. Через фонд софинансирования социальных расходов республика будет принимать долевое участие в реализации местных социальных проектов, а через фонд компенсаций будут выделяться средства для выполнения муниципалитетами государственных полномочий. В Татарстане, например, планируется, что местные органы будут обеспечивать государственный образовательный стандарт, выплачивать субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, содержание учреждений социального обслуживания.
Местные органы не останутся наедине со своими проблемами, подчеркнула замминистра финансов РТ Елена Зяббарова. Если в нынешнем году на поддержку местных бюджетов было направлено 2,7 млрд. рублей, то в 2006 году эта цифра вырастет на два миллиарда рублей.
Другая проблема, которая сегодня остро стоит перед местными органами власти, – как собрать налоги, которые полностью или частично остаются на местах. Руководитель управления Федеральной налоговой службы по Татарстану Ринат Хайров отметил, что сегодня многие граждане не оформили свои земельные участки и имущество в собственность. А за крупными инвесторами на селе (“Красный Восток”, “Татфондбанк”, “Татэнерго” и т.д.) юридически не закреплены права на земли. Кому сегодня выставлять счета на оплату земельного налога? Бывшим хозяевам-банкротам, которые де-юре числятся владельцами земли, или новым хозяевам, которые де-факто ею пользуются? В результате местные бюджеты недосчитываются крупных поступлений.
Та же ситуация и с собственностью, которой владеют граждане. Это и недвижимость, и земельные участки, включая сады. По словам Рината Хайрова, в республике юридически не оформлено 340 тысяч строений. Процедура регистрации имущества настолько сложна, требует предоставления стольких документов и вложения немалых средств, что частные владельцы предпочитают не связываться с бюрократией и не оформлять свои права на собственность. Но с введением нового федерального закона уже местные органы власти будут заинтересованы в том, чтобы владельцы участков и домов зарегистрировали собственность. Тут интересы граждан, муниципалитетов и налоговых органов совпадут.
Словом, первый год работы местных органов в новых условиях обещает быть непростым.