Уравниловка только вредит

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев считает бесперспективной политику уравнивания регионов и уверен, что сегодня настало время уйти от попыток финансово-экономической уравниловки по отношению к субъектам Российской Федерации.

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев считает бесперспективной политику уравнивания регионов и уверен, что сегодня настало время уйти от попыток финансово-экономической уравниловки по отношению к субъектам Российской Федерации.


“Очевидно, что попытки удержать всех и вся через финансовый инструмент центра в итоге приводят к застою, прежде всего, самих дотационных регионов”, – сказал М.Шаймиев в интервью “Интерфаксу”. В этой связи он предлагает определиться по базовым показателям формирования бюджетов регионов на долгосрочной основе с тем, чтобы стимулировать заинтересованность в увеличении собственной налоговой базы.


По словам главы республики, определение стартовых показателей доходов будет стимулировать субъекты к получению дополнительных доходов, которые целиком и полностью должны оставаться в их распоряжении. “Только при такой системе можно рассчитывать на постепенное увеличение числа регионов-доноров, которые будут в состоянии брать на себя и больше полномочий, и только по мере роста собственных доходов будет происходить реальное перераспределение полномочий”, – полагает М.Шаймиев.


Он уверен, что при таких условиях в выгодном положении окажется и центр, так как это будет способствовать увеличению налоговых поступлений в федеральный бюджет. “Сегодня же сложилась парадоксальная ситуация: как только у регионов повышается собираемость тех или иных налогов, остающихся на местах, то тут же центр инициирует внесение через парламент новых нормативных актов или изменений в Налоговый кодекс, чтобы уже по новым правилам изымать у регионов появившиеся дополнительные источники доходов”, – пояснил М.Шаймиев.


Само положение, при котором в стране абсолютное большинство регионов – дотационные, по его мнению, уже предопределяет невозможность полноценного выполнения ими своих полномочий. “Любые полномочия должны сопровождаться финансовым обеспечением, и если мы хотим, чтобы регионы могли взять на себя больше полномочий, то этот процесс должен сопровождаться возможностью увеличения их доходной базы. В противном случае говорить реально о каких-то полномочиях просто бессмысленно и невозможно”, – отметил татарстанский лидер.


Это тем более невозможно при существующей налоговой системе и системе межбюджетных отношений, особенно в ситуации, когда основные легкособираемые налоги из регионов забираются центром. По сути, сегодня регионы попадают все в большую финансовую зависимость от дотаций и субсидий, выделяемых из центра, и даже субъекты-доноры теряют при этом все больше возможностей по увеличению своей налоговой базы. “Именно регионы-локомотивы, которые могли бы способствовать существенному увеличению налоговой базы центра, оказываются сегодня в самом тяжелом положении”, – добавил М.Шаймиев.


Он рассказал, что в республике реализуется федеральная программа социально-экономического развития Татарстана на 2001-2006 годы, которая была утверждена Правительством РФ. “Эту программу я назвал “программой бизнес-развития”, – заметил М.Шаймиев. – И когда мы подвели итоги первых пяти лет работы, то оказалось, что в условиях соблюдения раз установленных правил нам удалось увеличить отчисления в федеральный бюджет более чем в два раза, добившись при этом значительного повышения и собственной налоговой базы”.


Глава республики особо подчеркнул, что ни Минэкономразвития, ни Минфин РФ по выполнению этой программы не имеют никаких претензий к республике. Более того, в этих ведомствах отмечают ее высокую эффективность и результативность. В этой связи он предложил внедрять аналогичные бизнес-проекты и в других самодостаточных субъектах. “Взяв на себя обоюдные обязательства, стороны в лице федерального центра и регионов только выигрывают, так как у каждого появляется заинтересованность в пополнении своей доходной части”, – сказал М.Шаймиев.


Иллюстрируя свою мысль, Президент сообщил, что в республике, к примеру, кардинально пересмотрены подходы в отношении агропромышленного комплекса, и если раньше власти старались поддерживать отстающие хозяйства, то сегодня помощь оказывается только сильным, которые традиционно хорошо работают. “Даже при малой степени поддержки эти хозяйства, имея перспективные бизнес-планы, могут более динамично повышать свою доходную базу и добиться проведения реформ в АПК. Этот опыт мы переносим и на состоятельные предприятия промышленности, которым предоставляем кредиты под бизнес-проекты с обслуживанием части их процентов, и такая система себя полностью оправдывает”, – подчеркнул М.Шаймиев.


По его словам, Центром уже сделан “первый, но важный шаг” по передаче части дополнительных полномочий на региональный уровень. Одновременно с этим следует упразднить немало федеральных структур на территориях. Они сегодня по большей части являются либо недееспособными, либо дублируют работу региональных структур. А субъекты сами должны иметь возможность полностью отвечать за полномочия, которые им передаются. “Процесс передачи полномочий должен сопровождаться значительным сокращением штатных единиц в этих федеральных структурах, а где-то и их ликвидацией”, – считает М.Шаймиев.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще