Бриллианты – лучшие друзья не только девушек. Скорее, бриллианты и драгоценные металлы – это друзья мужчин. Подарок из золота способен легко “растопить” самое неприступное женское сердце. А вот растопят ли изделия из бриллиантов сердца наших чиновников, чтобы они поддержали отечественного производителя ювелирных изделий?
Проблем здесь более чем достаточно. Перспективы ювелирного рынка России и Татарстана обсуждали на третьей специализированной ярмарке “Ювелир Экспо. Казань 1000-летняя”, которая прошла в начале июля в Казани.
Надо сказать, выставка привлекла к себе огромное внимание. У витрин выстраивались подзабытые уже у нас длинные очереди. На второй день выставки людей стало еще больше, потому что дамы привели сюда мужей, дабы показать, чего же им в жизни еще не хватает.
Сам факт, что выставка проводится в третий раз, и с каждым годом количество участников ее удваивается, говорит о емкости и незаполненности ювелирного рынка Казани.
Миллиарды долларов на подарки
На текущий день этот рынок растет быстрыми темпами, несмотря на обилие качественной бижутерии. Кощунственно, конечно, измерять изящные колечки и сережки тоннами, но, тем не менее, если оценивать рынок в этих единицах, то в 1998 году в стране было произведено 17 тонн ювелирных изделий, а в 2004 году – уже 54 тонны. Россияне в прошлом году на золото и бриллианты потратили, по разным данным, от двух до четырех миллиардов долларов.
Подобный рост можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, в какой-то степени за этим стоит растущая покупательская способность населения. Во-вторых, вложение в золото, другие драгоценности издавна считается выгодным, тем более что цена на золото за последние четыре года выросла в два раза. Сегодня, когда не только рядовой обыватель, но и маститый экономист не может с уверенностью сказать, каким будет курс доллара и евро хотя бы через полгода, логично часть средств хранить в золоте. Правда, разумнее вкладывать средства в слитки, нежели в ювелирные украшения, производство которых поставлено на поток, но, согласитесь, в целом покупательская способность населения не настолько высока, чтобы в массовом порядке покупать слитки. А купив колечко с бриллиантом, приятно и подарок себе сделать, и согреться мыслью, что деньги явно не на ветер брошены.
Ужас наших ювелиров – ВТО
При таком, казалось бы, благоприятном положении дел отечественные ювелиры явно не “жируют”. Потому что россиянин хоть и готов покупать золото, но с каждым годом все большее предпочтение отдает зарубежным изделиям. Объем проданных иностранными производителями ювелирных изделий в нашей стране вырос за прошлый год на 195 процентов. Каждое четвертое изделие, купленное в прошлом году, – импортного производства. Кроме того, значительная часть ювелирного рынка, а это не менее тридцати его процентов, принадлежит “нелегалам”, то есть производителям контрафактной продукции.
Правда, многие из них в последнее время стали выходить из “тени”. Государство пошло навстречу ювелирам и в 2001 году отменило лицензирование, а в 2003-м – акцизный налог на изготовление золота и бриллиантов. Но, несмотря на это, генеральный директор ассоциации “Гильдия ювелиров России” Валерий Радашевич считает, что государство к ним несправедливо. Повышение спроса на импортные изделия он объясняет тем, что себестоимость производства импортных колечек и сережек гораздо ниже. Проблемы российских ювелиров – в двадцатипроцентном налоге на добавленную стоимость, который надо заплатить при покупке камня для изготовления ювелирных украшений. Радашевич утверждает, что такой налог есть только в России.
Но это еще полбеды. Настоящая беда к отечественным ювелирам придет, когда Россия вступит в ВТО и импортным ювелирным украшениям будет дан зеленый свет. Нашей стране поневоле придется упразднить тогда пошлины на их ввоз, в результате чего зарубежные конкуренты могут стать могильщиками нашей ювелирной промышленности…
О пасхальных яйцах и яйцах Фаберже
Мне, как потребителю, совершенно неинтересно, почему у нас ювелирные изделия зачастую получаются непривлекательными по дизайну, а, к примеру, у итальянцев порой дороже, но зато лучше. Это было видно и на выставке – наибольшее скопление народа наблюдалось именно у стендов с итальянской продукцией. Правда, рассматривали творения зарубежных мастеров скорее как произведения искусства, потому что цены на большинство изделий просто несопоставимы с российскими. Но, с другой стороны, у тех, кто средствами располагает, вряд ли вызовет восторг колье за двести тысяч рублей одного из российских заводов. Честно говоря, это просто топорно обработанный кусок золота с бриллиантами. Жаль испорченных бриллиантов. Сравнивать ювелирные изделия, может быть, некорректно, но наши и их – это как раскрашенные пасхальные яйца и яйца Фаберже. Хотя, повторюсь, это мое мнение как потребителя.
Иногда кажется, что некоторая часть российского производителя осталась в прошлом и думает, что золотые цепи толщиной в палец – по-прежнему мечта современного бизнесмена. А серьги и кольца с массивными камнями вызывают острую ностальгию – такие же по дизайну лежат в шкатулке у моей восьмидесятипятилетней бабушки. Так что большинство российских производителей если о ювелирной моде и слышало, то применять ее на себя не желает.
Пипл хавать отказывается
Иными словами, российские ювелиры, нацеленные на массовый спрос, объясняют застой в дизайне не иначе как соответственным спросом. Мол, большая часть покупок укладывается в диапазон три – пять тысяч рублей. И средний вес проданного изделия из золота – 2,4 грамма. Вроде как тут не разгуляешься. Но опять-таки и это объяснение похоже на отговорку, и трактовать его можно по-всякому – дескать, чего уж бисер перед свиньями метать. Такие менеджеры считают, что российские женщины вполне удовлетворятся банальными золотыми цепочками. Но, по данным “Гильдии ювелиров”, рост спроса на изделия с бриллиантами в прошлом году составил более сорока процентов, и это не предел.
Расторопные наши производители, случается, в чем-то копируют итальянских дизайнеров. Речь не о воровстве или голом плагиате. Дизайнер одной из представленных на выставке фирм постоянно отслеживает все новинки, появляющиеся в Италии. Дополняя увиденное чем-то своим, имеют на выходе привлекательное по дизайну, но приемлемое по цене изделие. К слову сказать, кольца у этой фирмы “стартуют” от полутора тысяч рублей.
Трудно судить, насколько подобный подход к делу этичен. Во всяком случае, генеральный директор ассоциации относится к таким производителям нормально. В конце концов, они копируют не авторские работы, а улавливают тенденции и в чем-то повторяют массовое производство. Опять-таки я, как потребитель, обращу внимание на продукцию именно этой фирмы, поскольку ее изделия на данный момент отличаются от большинства представленных, и цены на них достаточно приемлемые. Так что девиз фирмы – европейский дизайн, российское золото, якутские бриллианты – пока что самый оправданный. Другой вопрос, что, когда из-за вступления в ВТО снизятся цены на “настоящую Италию”, эта фирма может потерять своих клиентов так же, как и остальные. Потому что разница между оригиналом и подражанием станет видна.
Хозяйка двух ювелирных магазинов Казани придерживается мнения, что достойные производители в России есть, и половина ассортимента ее магазина представлена именно российскими ювелирными фирмами. Правда, сказала она, эти производители по выставкам не ездят, сами каналы сбыта не ищут. Скорее, за ними “бегают” владельцы магазинов. Что же касается производителей, представленных на Казанской ярмарке, то бурного интереса у оптовых покупателей они не вызвали – за первые два дня работы выставки не было заключено ни одного договора.
“У них дизайнеры, у нас художники”
У членов гильдии ювелиров есть железный аргумент из серии “пускай мы бедные, но зато гордые”. Вот фраза, которую произнес один из руководителей производства: “У них дизайнеры, а у нас художники”. И действительно, как-то одна российская художница выиграла престижный международный конкурс дизайнеров-ювелиров, который проводила крупнейшая фирма, специализирующаяся на бриллиантах, – Де Бирс.
Понимаю, что своей страной надо гордиться. И я бы гордилась нашими ювелирных дел мастерами, если бы видела их талантливые творения. Только где они, эти творения? В музеях? В частных коллекциях? Изготавливаются на заказ? Но даже состоятельная женщина вряд ли сможет позволить себе такое произведение искусства. А красивыми хочется быть всем.
Прогуливающийся по выставке чиновник при мне попытался предположить, смог бы он потратить здесь миллион рублей за полчаса? Тратить, конечно, было на что. На кубки, клинки, кинжалы. Эти изделия у нас получаются хорошо. Еще привлекательно смотрятся разные гуси-лебеди из серебряного кружева. В музей поставить есть что. Женщинам же, похоже, придется подождать.
Красота победит. Но не скоро
Ассоциация “Гильдия ювелиров России” направила Президенту РФ, Госдуме и Совету Федерации предложения по улучшению ситуации в ювелирной отрасли. Помимо того, что гильдию не устраивают НДС и высокие пошлины на ввоз импортного оборудования, наши золотых дел мастера мечтают лет на пять приостановить нашествие иностранцев на ювелирный рынок страны. Ну, то есть как с отечественным автопромом – пусть мы машины хорошо делать не умеем, зато иномарки будут дорогими, что вынудит россиян ездить на отечественных автомобилях. Таким же образом государству предлагается поддержать отечественных ювелиров.
Те, правда, за пять лет обещают подтянуться до европейского уровня. Каким образом они собираются это сделать, остается загадкой, поскольку при всех благоприятных условиях настоящих мастеров-то у нас крайне мало. Об этом говорит, например, заведующий кафедрой ювелирного искусства Уральской государственной архитектурно-художественной академии Асфат Хисматуллин. И раньше-то хороших ювелиров было немного, считает он, но сейчас на смену им практически никто не приходит. Да, есть знаменитое Красносельское училище, но на всю Россию его выпускников не хватит. Сами же производители относятся к вопросу обучения дизайнеров халатно. Так что противопоставить качество и творчество мы иностранцам не сможем. Более того, считает А.Хисматуллин, когда иностранцы придут на наш рынок, то резко снизят цены на свои изделия и будут какое-то время работать себе в убыток. Этим они окончательно добьют российских ювелиров и станут затем диктовать цены.
“Любишь – докажи”
Говорить о татарстанских производителях ювелирных изделий бессмысленно хотя бы потому, что у нас изделия не клеймят, поскольку в республике нет пробирной инспекции. И промышленное производство “ювелирки” у нас отсутствует. Следовательно, и изделий с национальным колоритом в магазинах тоже практически нет.
В Казани не найти и магазинов известных ювелирных брендов вроде Картье, Тиффани (во всяком случае, мне не попадались). Оно и понятно, спрос на них в Казани при всей замечательной экономической ситуации будет невелик. Кому надо, найдут эти бутики и в Москве, и в Италии. Раскрученных российских ювелирных брендов просто нет. Да, сейчас некоторые компании поняли, что реклама нужна и в этом бизнесе. Но пока она слишком примитивная и скорее отталкивающая. “Шантажирующий” слоган одной из фирм “Любишь – докажи” к щедрости не располагает. Так что придется ориентироваться не на бренды, а на тенденции и собственный вкус. Во всяком случае, этого будет достаточно, чтобы выглядеть соответствующе на светском приеме средней руки в Казани. Хотите впечатлить высший свет – езжайте за покупками в Москву.
Ну а если пыль в глаза пускать вам не надобно, то итальянские дизайнеры, представленные в Казани, предлагают всяческие растительные и букашечные мотивы. Крупные, но легкие цветы, всякого рода пауки, божьи коровки из белого золота, жемчуга и бриллиантов, бабочки и прочая мелкая живность. Хотя в Москве, не говоря уж о Европе, все это можно было увидеть еще пару лет назад. Сейчас еще появились дельфины, раки и пантеры. Не сдает позиции и геометрическое направление, нечто похожее на этот стиль можно встретить и у российских производителей. А вообще, благодаря нескольким магазинам, представляющим ювелирные изделия итальянских и некоторых “продвинутых” российских фирм, казанские барышни расширили свой кругозор и узнали, что золото модно белое, а бриллианты бывают не только белыми, но и черными, и розовыми, и лимонными.
Привычные рубины и изумруды вытесняются камнями голубого, розового и желтого цветов. Кстати говоря, все эти камни полудрагоценные, а значит, и не столь дороги, но выглядят стильно.
Кому щи жидки, а жемчуг мелок?
Можно, конечно, сказать, что писать о том, какие бриллианты нынче в моде, достаточно безнравственно – время-то для народа тяжелое. Но времена у нас всегда тяжелые, однако золото и десять, и тридцать лет назад было не просто предметом роскоши, а вещью, определяющей статус человека. И уж одно-то колечко, одна цепочка есть у каждой женщины. Казанские дамы, посетившие выставку, шли на нее как на праздник. Мужчинам же ювелирная выставка в разгар лета напомнила, что подарки своей половине можно дарить не только на Восьмое марта.