В поисках “бизнес-ангелов”

В Казани проходит первая окружная венчурная ярмарка, основная задача которой – стимулирование притока иностранных и отечественных инвестиций в технологичные отрасли российской экономики.

В Казани проходит первая окружная венчурная ярмарка, основная задача которой – стимулирование притока иностранных и отечественных инвестиций в технологичные отрасли российской экономики.


Она позиционируется как большой праздник для инвесторов и предприятий. Во всяком случае именно с праздником присутствующих на открытии ярмарки поздравили министр образования и науки России Андрей Фурсенко, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко и Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. Как отметили гости, Татарстан нашел свой рецепт процветания в будущем. Нормальная экономика – это экономика, основанная на знаниях, а не на торговле ресурсами. А поскольку Казань была, есть и будет, по словам Сергея Кириенко, базой для новой России, то нет ничего удивительного, что республиканское Правительство сообразило, куда надо вкладывать деньги. А именно в инновации.


Андрей Фурсенко не преминул обратить внимание на то, что у нас высокий потенциал науки. Ведь для того чтобы сформировалась научная школа, нужны десятилетия, а в Казани таких школ несколько, не говоря уже о большом количестве вузов.


Присутствующие ознакомились с материалами предприятий, которые представлены на стендах. Эти разработки весьма многогранны – от производства меда и прополиса до дисколетов. Следовательно, отличался и объем запрашиваемых инвестиций – от десятка тысяч долларов до миллионов. Гости походили, посмотрели на все это и, надо сказать, впечатлились. Министр образования РФ Андрей Фурсенко


Но на этом праздник и закончился. Выяснилось, что проблем в отношении привлечения инвестиций еще очень много. Так, председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев отметил, что у обсуждаемого направления нет законодательной поддержки. А ректор Казанского государственного технологического университета Сергей Дьяконов сказал, что, по его мнению, нельзя работать исключительно в венчурном направлении, часть науки должна работать “на сейф”, то есть нужны глобальные разработки, а не только те, которыми заинтересуются бизнесмены. Но если мы будем говорить о науке еще лет пять и ничего не делать, то вообще никакой науки не останется, потому что средний возраст академика у нас – 72 года, а кандидата наук – за пятьдесят.


Андрей Фурсенко, похоже, слегка обиделся на критику реформы системы высшего образования и заметил, что в плане развития тех же технопарков сделано многое, но мало кто об этом пишет и говорит. И оттого кажется, что все у нас плохо.


Тут вне конкуренции оказался Денис Муратов, генеральный директор ОАО “Инновационно-производственный технопарк “Идея”. Он рассказал, в частности, о том, что наш технопарк – один из самых крупных в Европе. А развитость инфраструктуры и наличие свободных для развития бизнеса площадей позволяют оказывать полный комплекс услуг малым инновационным предприятиям. Причем “Идея” работает не только с готовыми бизнес-проектами, но и разрабатывает новые. А основная задача технопарка состоит в том, чтобы коммерциализировать наукоемкие процессы. “Идея”, таким образом, оказывает материально-техническое, информационное, финансовое и управленческое обеспечение размещаемых на его территории инновационных предприятий.


Кириенко восхитился нашей “Идеей”. А потом привел две цифры. Фонд поддержки технопарка “Идея” – это 2 миллиарда 600 миллионов рублей. Спасибо за это дальновидному Правительству Татарстана. А федеральная программа по инновациям, о важности которой говорил в том числе и Президент России, – 400 миллионов рублей. И это на всю Россию. Поэтому для того чтобы все получалось так же хорошо, как в Татарстане, нужны политическая воля, административный ресурс и финансирование. И, разумеется, человек, который сможет при всех сопутствующих благоприятных обстоятельствах сделать то, что удалось Денису Муратову.


Если с инновациями ситуацию более или менее обрисовали, то с венчурным финансированием, когда инвестор вкладывается в компанию, а, получив прибыль, из нее выходит, все оказалось не совсем понятно. Представители таких компаний бойко рассказывали о том, как они работают, во что вкладывают средства. Они отметили, что наиболее выгодно вкладывать деньги в потребительский рынок, поскольку доходы населения растут и бурно развивается именно этот сектор экономики. А вот вопрос, кто же даст денег на инновации, просто повис в воздухе. Потому что банки предпочитают “короткие” деньги, а венчурное финансирование – это вложение средств лет на пять-семь. Страховым компаниям и Пенсионному фонду столь рискованный в условиях России бизнес тем более не нужен.


Выяснилось, что надежда, как всегда, на государство и на “бизнес-ангелов”, которые готовы рискнуть и не боятся стать “бизнес-камикадзе”. Ангелы от бизнеса – это люди, которым все равно надо куда-то вкладывать “лишние” деньги, чтобы не сокращать производство, разросшееся до перепроизводства, а желательно вложить в новые технологии.


Вывод после первого дня работы ярмарки можно сделать такой: да, Россия долго запрягает, но быстро едет, и есть надежда, что в плане коммерциализации научных технологий и инноваций процесс “запряжения” мы уже заканчиваем. Потому что природные ресурсы имеют свойство иссякать не только в нашей республике, но и в России в целом. Так что экономика, основанная на знаниях, это вопрос не столько процветания, сколько выживания.


Дина ГЕЛЬМАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще