Событие, которое произошло на Бавлинском молочном заводе в самом начале весны, стало чрезвычайным: почти половина коллектива переработчиков была отправлена в отпуск без содержания. До лета. И то в лучшем случае, ведь для многих весьма реально вообще потерять здесь место.
Бавлинскому молокозаводу предстоит не просто одержать верх в жестком соперничестве с конкурентами за сырье, но и вести “войну за выживание”. Ее развязали маслоделы из соседнего башкортостанского Белебея, начавшие закупать молоко в значительных количествах у бавлинских сельчан. Причем по более высокой цене.
Упрекать белебеевцев за такую экспансию язык, право, не повернется. Ведь действуют они в собственных интересах, не нарушая законов рынка. Правда, выяснилось весьма интересное обстоятельство: деньги на закупку сырья в Бавлинском районе соседи выкраивают за счет того, что меньше платят… своим исконным поставщикам. Земляки, дескать, пока потерпят.
Директору Бавлинского молокозавода Р.Габидуллину все-таки удалось приостановить наступление конкурентов. Использовав их же метод. Бавлинские переработчики, выезжая, в свою очередь, в белебеевские хозяйства, предлагают там за молоко денег больше, чем платят свои, экономящие на местных поставщиках. Ситуация вроде бы уравнялась.
Но в то же время ее нельзя назвать нормальной: из-за пределов республики на предприятие завозится столько же примерно молока, сколько продолжает уходить к соседям. Строить планы на таком зыбком фундаменте, как чужое сырье, чревато самыми негативными последствиями. Пришлось обратиться за поддержкой в головное ОАО “Татарстан сэте”. Там с учетом сложившегося в районе положения пошли навстречу и разрешили платить поставщикам за сырье не по пять рублей за литр, как раньше, а до шести рублей двадцати пяти копеек. И это повысило конкурентоспособность бавлинских переработчиков.
– Чтобы окончательно “дожать” конкурентов, – говорит Р.Габидуллин, – мы должны выплачивать поставщикам около семи рублей за литр. Добро из Казани получить на это можем. Но такая закупочная цена поставит нас на грань разорения.
Вот почему заводчане усилили работу с местными поставщиками сырья. Отказывая себе почти во всем, за исключением самых необходимых текущих расходов, переработчики начали выплачивать премии не только руководителям, но и дояркам тех хозяйств, которые доставляют молоко на их предприятие.
Обновили и метод сбора излишков животноводческой продукции, производимой на подворьях. Долгое время этим в районе занимались так называемые сборщики. Теперь завод посылает в села и деревни спецмашины, а сельчане получают за сданное молоко не натуроплату, а “живые” деньги, причем сразу. В результате количество поступающего на молокозавод сырья заметно увеличивается. Однако радость от этого – с горчинкой. Поскольку чем больше привозят молока, тем труднее его перерабатывать. Завод-то ведь далеко не новый, в будущем году полувековой юбилей справит, а о быстром обновлении устаревшего оборудования на всех линиях здесь пока и не мечтают. Но вот реконструировать цех по производству сыра надо обязательно. Поскольку сыр – из той продукции, которая приносит самую высокую прибыль. А вот цех по производству казеина здесь временно остановили, поскольку цена на эту продукцию упала.
На предприятии зарабатывают сейчас не только традиционным способом. К примеру, выпекают и продают хлеб, шьют рукавицы, спецодежду для животноводов. Кстати, чтобы производственная площадь, занятая швейным подразделением, стала работать на прибыль, заводчане собираются пустить сюда частников. Иначе говоря, безработных женщин, которые, пользуясь сырьем, оборудованием, и себя будут кормить, и в кассу предприятия определенные отчисления делать.
Вот так выбирается из кризисной ситуации коллектив Бавлинского молочного завода. Люди с предприятия сейчас практически не уходят, хотя зарплата их пока весьма невысокая. Но завод встает на ноги. А уверенности людям добавило и недавнее известие о том, что два самых крупных коллективных производителя молока в Бавлинском районе также решили продавать его не заезжим, а только своим переработчикам.