Российский автопром: что там, за горизонтом?

11 мая Набережные Челны посетил с рабочим визитом министр промышленности и энергетики РФ, председатель совета директоров КамАЗа Виктор Христенко.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

11 мая Набережные Челны посетил с рабочим визитом министр промышленности и энергетики РФ, председатель совета директоров КамАЗа Виктор Христенко. Ознакомившись с работой ряда производств автозавода, образцами выпускаемой на нем техники, он провел совещание с топ-менеджерами компании. В его работе приняли участие Премьер-министр РТ Рустам Минниханов и глава администрации города Ильдар Халиков.


Как объяснил федеральный министр на состоявшейся затем пресс-конференции, его приезд связан с предстоящим обсуждением на заседании Правительства РФ перспектив развития отечественного автопрома. Эта тема на фоне неуклонно растущей емкости российского рынка автомобильной техники приобретает все большую актуальность. В прошлом году только легковых машин в стране было продано на 17 млрд. долларов, прогнозируемый показатель текущего года – 20 млрд., а в 2010 году спрос на них достигнет 31 млрд. долларов. Разумеется, грузовой автопарк тоже будет обновляться. И сейчас вопрос стоит в такой плоскости: либо потребности экономики в транспортных средствах будут покрываться продукцией, произведенной на территории РФ, либо чистым импортом. К сожалению, его объемы, несмотря на принятые несколько лет назад Правительством страны меры по поддержке отечественного автопрома, растут опережающими темпами. Особенно эта негативная тенденция дала о себе знать в первом квартале 2005 года.


Тем не менее В.Христенко сохраняет оптимизм. Ценность поступивших от камазовцев предложений по исправлению ситуации в том, что они не являются узкокорпоративными, а носят системный характер, касаются отрасли в целом. Проблема номер один – единые для всех правила игры на автомобильном рынке. Необходимы четкие долгосрочные нормы технического регулирования уровня экологической безопасности машин с выходом на стандарты Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Пока график вступления их в действие находится в стадии согласования. Но с 1 июля 2005 года выпуск техники с параметрами ниже Евро-2 в стране будет запрещен. Это особенно важно для КамАЗа, который потратил японский кредит, взятый под гарантию государства, на модернизацию производства. И теперь может столкнуться с трудностями по возврату ссуды, так как из-за пробелов в законодательстве сбыт грузовиков с более совершенным и потому более дорогим двигателем ограничен.


Следующая проблема – регулирование таможенных тарифов, которые не всегда оказываются адекватными по отношению к ввозимым в страну подержанным иномаркам, признал В.Христенко. В то время как на Западе порядок утилизации изношенной техники устанавливается еще на стадии ее производства, у нас выработка механизма изъятия из эксплуатации старья остается, по выражению министра, белым правовым пятном. Что создает предпосылки для превращения России в автомобильную свалку.


В.Христенко обещал также решить с налоговиками вопрос об отнесении затрат на научно-исследовательские и опытные работы (НИОКР) на себестоимость продукции. Существенным подспорьем для автомобилестроителей станет утвержденный в апреле Правительством РФ порядок организации промышленной сборки машин и производства автокомпонентов – одинаковый и для иностранных, и для отечественных инвесторов. Что повышает экономическую эффективность совместного проекта КамАЗа и германской фирмы “Цандер Фабрик” по выпуску в Набережных Челнах лицензионных коробок перемены передач.


Что касается предполагаемого вступления России в ВТО, то сколько-нибудь серьезных разрушительных последствий для КамАЗа и отрасли в целом не произойдет, считает министр. Скорее, появятся новые возможности для ее модернизации.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще