Разруху побеждают сначала в голове

Лучшим сахарным заводом России на IV Международном сахарном форуме, прошедшем недавно в Москве, признан Заинский сахарный завод.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Лучшим сахарным заводом России на IV Международном сахарном форуме, прошедшем недавно в Москве, признан Заинский сахарный завод. Эта награда – итог разительных перемен, происшедших за последние два года на заинской земле.


О заинском заводе наша газета уже рассказывала. Это предприятие прошло через периоды и высокого взлета, и обидного падения. Но сегодня оно впервые, наверное, за многие годы вошло в полосу стабильности. Говоря о заводе, заслуженно получившем высокую награду на престижном среди сахароваров форуме, нужно в первую очередь вести речь об агрофирме “Заинский сахар”, входящей в систему “Татфондбанка”, чья инвестиционная деятельность объединила сегодня пятнадцать хозяйств района.Сахар


Отношение к инвесторам нынче двоякое. По принципу: верхи хотят, низы боятся. Руководство районов в полной мере осознало необходимость перемен, ибо ситуация зачастую просто тупиковая. По пальцам можно перечислить те хозяйства, которым просто повезло на экономически подкованных и дальновидных руководителей. Таких как Фоат Вилданов, возглавляющий кооператив “Камский” Тукаевского района, Шамсулла Касимуллин из заинской “Нивы”, Диккат Хуснетдинов из СПК “Кавзияк” Сармановского района.


Но подавляющее большинство сельхозпредприятий своими силами не смогло справиться с реалиями и требованиями новых экономических отношений.


А крестьяне перемен боятся. Их понять можно. Уж слишком часто терзали деревню нововведениями. Сколько раз только на памяти нынешнего поколения крестьянские хозяйства укрупняли и делили, соединяли и снова делили. Поэтому-то подоплека “паевых бунтов” – как на ладони. Это неясность дня нынешнего и страх за свое будущее, а отсюда и неприятие реформ.


Со всей ответственностью можно сказать, что Заинский район вошел в эпоху инвестиционных перемен без тех потрясений, которые отмечены в иных районах, куда пришел хозяйствовать большой капитал. И тут свою решающую роль сыграл, в первую очередь, высокий авторитет руководителя района.


Ринату Фардиеву в Заинске верят. Он сам, что называется, от сохи и жизнь крестьян знает не понаслышке. Так же в резиновых сапогах месил грязь коровников, так же страдал от бездорожья и колхозного безденежья. Вот только, быть может, будучи простым агрономом, потом председателем колхоза “Родина”, а затем встав во главе сахарного завода и далее уже – района, переживал все это куда болезненнее.


– Понятно, что до бесконечности существовавшее положение вещей оставаться не могло,- замечает Ринат Шаехович.- Да, можно, обивая пороги, находить деньги для поддержки сельхозпредприятий. Но ведь такого рода благотворительность не стимулирует развития. Мало того, эти разовые вливания действуют порой с точностью до наоборот, отбивая охоту обременять себя поисками средств к развитию хозяйства. А зачем напрягаться, если глава не даст ноги протянуть? Но бюджет – не бездонный кошелек, он предназначен для решения и иных проблем. И, на мой взгляд, ситуация по отношению к крестьянам становилась просто безнравственной. Работая от зари до зари, в тяжелейших условиях, получали деньги только по праздникам – разве это нормально? И разве нормально, получая урожаи в семнадцать центнеров с гектара и надои чуть выше двух тысяч килограммов, гордиться этим? Еще куда безнравственнее ложь, когда скрывается истинное положение дел. Приписки – они не просто развращают. Они извращают саму суть хозяйствования. Ведь от каждого из этих показателей, надои ли это или центнеры зерна, зависит напрямую благополучие того, кто работает на земле. Именно поэтому во главе угла в проводимых нами реформах должна стоять категория нравственности. Ведь и разруху-то побеждают вначале в голове. Что толку менять технику, если человек, на ней работающий, мыслит по-старому?


И потому, на мой взгляд, приход инвесторов в Заинский район оказался безболезненным, что почва для введения новшеств была здесь практически готова. С приписками, которые Фардиев не переносит просто органически, здесь уже давно расстались. И каждая цифра, указанная в том или ином отчете, – реальная и достоверная. Да, хозяйства подтянулись, легче стало простому крестьянину, заполнились скотом личные подворья. И общественный двор стал крепче, выросло поголовье, поднялась урожайность зернового клина, с большей отдачей заработали и свекловичные плантации. Но трудились-то, как отмечает заинский глава, у самой черты, на последнем дыхании. Для того чтобы земля стала по-настоящему прибыльной, в нее нужно вложить немалые средства.


Первые инвестиции пришли два года назад на Заинский сахарный завод, на базе которого была создана агрофирма “Заинский сахар”, ставшая инвестиционным проектом “Татфондбанка”.


– Когда я ознакомился с деятельностью подсобного хозяйства, которое существовало при сахарном заводе, то был просто поражен, – говорит генеральный директор ОАО “Заинский сахар” Раис Сулейманов. – Убытки, сплошные убытки. Разумеется, первой мыслью было избавиться от этого “груза” в семьсот гектаров. С нею я и поехал к Ринату Шайхулловичу Губайдуллину, возглавлявшему “Татфондбанк”. С этим же вопросом обратился к главе администрации района. Мол, земли мало, хозяйствование на ней убыточно. На что мне Ринат Шаехович только улыбнулся в ответ: мол, добавим. А Ринат Шайхуллович поддержал его.


И добавили. Приплюсовали пятнадцать тысяч гектаров и откормочный комплекс. В агрофирму вошли хозяйства, полярно разные по своему финансовому и экономическому состоянию. От относительно благополучной “Родины” до откровенно бедствующего “Труженика”. Но самой важной задачей на этапе начального становления было все-таки не получение высоких производственных показателей, а кардинальное изменение мышления работающих. Без этого реформы можно было и не начинать. Как мудро заметил некий философ, “один видит в луже только лужу, другой – отраженные в ней звезды”. Так и тут. Нужно было, чтобы затюканный долгами и денежными проблемами вчерашний колхозник понял, что инвестор пришел в село не ради сиюминутной выгоды и собственного обогащения. Вкладывая огромные деньги в аграрную отрасль, тот же “Татфондбанк” взял на себя ответственность за будущее этой отрасли.


Изменения же налицо. В агрофирме “Заинский сахар”, которая, кстати, на том же Международном сахарном форуме была отмечена дипломом за достижение высоких результатов в выращивании сахарной свеклы, сегодня шесть подразделений. По итогам минувшего года отдельные показатели выше прежних в … пятнадцать раз! Выросла урожайность полей, рентабельность производства молока увеличилась в разы. Качественно изменилось и стадо. Теперь его основу составляют высокоудойные буренки, дающие в день по двадцать два килограмма молока. Разительные перемены произошли и в самих коровниках, где сегодня внедрено немало новинок молочно-товарного производства.


Недавний слет передовиков производства агрофирмы, который проходил в селе Чубуклы, где находится головной офис агрофирмы, начался оригинальным концертным номером хореографического ансамбля “Улыбка”: на сцену Дома культуры выбежали … “овощи”. Морковки, капуста, огурчики, помидорчики весело выплясывали под зажигательную музыку. Но если бы тут царствовал один-единственный овощ – никто бы не обиделся. Ведь все-таки главная культура агрофирмы, на которую и делается основная ставка, это сахарная свекла. Если в 2003 году ее сажали на площади в 1347 гектаров, то уже в минувшем году под нее отвели три тысячи гектаров. Каждый из этих гектаров принес по 341 центнеру сладких корней. Это значительно выше предыдущего урожая. Достигнуты такие результаты благодаря применению новейших технологий возделывания. Да и техника, пришедшая на заинские земли, вызывает порой откровенное изумление. Она, как замечают механизаторы-свекловоды, будет покруче французской, которая начала бороздить свекловичные плантации в начале девяностых.


Сегодня инвестиционный проект “Татфондбанка” в Заинском районе реализуется в двух агрофирмах – “Заинский сахар”, в которую входят шесть подразделений, и “Восток”, объединивший в прошлом году еще девять хозяйств. Во главе последней агрофирмы встал Валерий Уразайкин, много лет отдавший Заинскому сахарному заводу. К специалистам здесь относятся с должным уважением.


А что имеют от преобразований те, ради благополучия которых, по большому-то счету, и затевались все новшества? Что потеряли? Натуроплату, ради которой многие держались за коллективное хозяйство и на которой, в основном, и зиждилось благополучие личного подворья. Что имеют? Высокую заработную плату, какую сейчас и в городе-то не везде получают. Доярки в агрофирме зарабатывают до восьми тысяч рублей, а механизаторы научились говорить, что их заработок – “коммерческая тайна”. Надо полагать, тайна, достойная того, чтобы ее не разглашать. Наполнение кошелька теперь напрямую зависит от работоспособности его хозяина. И вот еще какой плюс: поддержка работников бюджетной сферы. Второй год каждый учитель и медработник, который трудится на территории агрофирмы, получает ежемесячную доплату в пятьсот рублей. Для деревни это довесок внушительный.


Не буду скрывать: и у меня немало вопросов и сомнений, которые одолевают и простых крестьян. Но то, что сегодня происходит на заинской земле, – обнадеживает. Наверное, рано подводить тут итоги. Посчитаем цыплят осенью…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще