Увы, когда это “согласье” у компаньонов действительно отсутствует, произойти может всякое. Жизненные сценарии, особенно когда речь идет о корпоративном противостоянии, бывают настолько изощренными в своих хитросплетениях, что диву даешься: вот уж где поистине действуют законы российских джунглей, между прочим, известные своей “непроходимостью” и отсутствием каких-либо норм и правил.
Мы уже писали о том, что одно из крупнейших российских предприятий ОАО “Нижнекамскнефтехим” и инвестиционная компания IBH восемь лет назад создали коммандитное “товарищество” (КТ) “Нижнекамскнефтехим и компания”. Правда, в составе КТ в то время был еще один “товарищ” – ЗАО “Олимпик-Сити”, вышедший из него в 1999 году. По неизвестным (хотя сейчас это утверждать сложно) обстоятельствам согласно учредительному договору управляющей компанией в коммандитном товариществе, как это ни странно, стала именно ИК IBH, которую тогда возглавляли генеральный директор А.Подлесов и его заместитель Н.Левичев.
В 1999 году ЗАО “Инвестиционная компания IBH” было ликвидировано, а вместо него в состав КТ вошел новый “товарищ” – общество с ограниченной ответственностью (ООО) “ИК IBH” во главе с директором Л.Платоновой. Дальше события разворачивались по сценарию крутого детектива с космической скоростью, причем все действия небезызвестной IBH были направлены, видимо, на то, чтобы сорвать общее годовое собрание акционеров ОАО “Нижнекамскнефтехим”.
Различных акций осуществлялось очень много, причем чаще всего подпольные несостоявшиеся захватчики действовали обходными путями. Вспомним хотя бы дело о никому не известном доселе ООО “Аттард” из подмосковного Королева. Вполне понятно, что это общество с ограниченной ответственностью появилось не на пустом месте. Кроме того, наводит на определенные мысли и тот факт, что именно в вышеупомянутом Королеве был зарегистрирован уже новоиспеченный директор IBH А.Сельдяев. Возможно, данный случай – простое совпадение, но не слишком ли их много в этом довольно запутанном деле? Тем более что следующий инцидент, связанный с реестродержателем акций ОАО “Нижнекамскнефтехим” – ЗАО “МРК”, происходит при его непосредственном участии. Напомню: речь шла об аресте своих собственных ценных бумаг, поскольку IBH действовала от имени коммандитного товарищества. Благо что, разобравшись в ситуации, Арбитражный суд Татарстана вынес определение об отмене обеспечения иска, хотя первоначально ходатайство компании IBH было, к всеобщему удивлению, удовлетворено. Объяснить такой ход вполне просто: дело в том, что пленум Верховного Суда РФ в 2001 году указал на то, что ни суд, ни судья не вправе запрещать проведение общих собраний акционеров. Тогда при возникновении подобного рода конфликтов стали применяться “окольные” способы достижения цели, в том числе и затрагивающие интересы держателей реестров компаний, являющихся мишенями в корпоративной войне. В данном случае речь идет об акционерном обществе “Нижнекамскнефтехим”, которое, помимо своей значимости, является еще и довольно лакомым объектом для некоторых “неизвестных” лиц.
23 апреля 2004 года судебные приставы районного суда поселка Высокая Гора (Татарстан) А.Зубулин и Т.Галеев на основании исполнительного листа, выданного Енисейским районным судом Красноярского края, пытались наложить арест на акции КТ “Нижнекамскнефтехим и компания”. Поддельный исполнительный лист был выписан в пользу никому не известного гражданина Самсонова, проживающего в г. Енисейске. Кто на самом деле за этим стоит, нетрудно угадать. Правда, и эта попытка со стороны “неизвестных” лиц получить контроль над пакетом акций коммандитного товарищества и войти в управление акционерным обществом при помощи фальсифицированных исполнительных листов была сорвана, но дело не только в подделке документов. Пока готовился данный материал, через прокуратуру Высокой Горы удалось выяснить, что в отношении А.Зубулина и Т.Галеева возбуждены уголовные дела. Первый из них до сих пор находится в международном розыске, а второй арестован, ему предъявлено обвинение, и в ближайшее время дело будет передано в суд. На мой взгляд, возникновение подобного рода фактов в биографии судебных приставов ставит под сомнение уровень их компетентности и тем более чистоплотности, ведь они, прежде всего, работали на своего “благодетеля”, а не на закон.
Ясно, что разговор об этих “непонятных” явлениях во взаимоотношениях двух “товарищей” затронут мной не случайно. Дело в том, что по решению совета директоров от 3 марта 2005 года назначена дата проведения общего годового собрания акционеров ОАО “Нижнекамскнефтехим” – на 22 апреля 2005 года. И этот факт, по всей видимости, не дает кое-кому покоя. Но обо всем по порядку.
Созданное восемь лет назад коммандитное товарищество “Нижнекамскнефтехим и компания” изначально осуществляло свою деятельность за счет акционерного общества, которое предоставляло ему кредиты. Ведь в товариществе были аккумулированы более 295 миллионов акций ОАО “НКНХ”, что составляет 16,1 процента уставного капитала предприятия (18,3 процента голосующих акций). Акции вкладчиков, выходящих из коммандитного товарищества, скупались им по рыночной стоимости. Каким же образом все это происходило? Компания IBH, несмотря на то, что являлась управляющей в товариществе, имела еще и статус самостоятельного юридического лица. В 2000 году, когда ООО “IBH” возглавляли А.Подлесов и Н.Левичев, между коммандитным товариществом и данной компанией был заключен договор, по которому IBH являлась посредником при приобретении ценных бумаг у рядовых акционеров “Нижнекамскнефтехима”. В результате IBH как агент и комиссионер получила вознаграждение в сумме более трех миллионов рублей.
Дальше – больше. В середине 2002 года, когда компанию IBH возглавил некий С.Дресвянников, по аналогичной схеме был заключен еще один договор, результатом которого, как уже можно догадаться, стало еще одно вознаграждение в сумме более двух миллионов рублей.
Все бы ничего, но ведь фактически все эти договора, а их три, были заключены ООО “IBH” в отношении себя лично (!), хотя по Гражданскому кодексу РФ никто не может совершать сделки от имени представляемого в свою пользу. Тем более не может быть речи ни о каком вознаграждении, поскольку, даже несмотря на условия вышеупомянутых договоров, по которым, напомню, ООО “IBH” выступало агентом при приобретении акций, всю эту работу выполняли сотрудники коммандитного товарищества, между прочим, в помещениях, этим товариществом арендованных. То есть, по сути, вознаграждение было получено за работу, которую компания IBH даже не пыталась выполнять! Кроме того, все эти договора заключались втайне от ОАО “Нижнекамскнефтехим”, где даже не подозревали об их существовании. Вот уж у кого можно поучиться истинному мастерству по добыванию “легких” денег! Разумеется, подобный способ “зарабатывания” не мог не оказаться в поле зрения правоохранительных органов, и по данному факту, как и следовало ожидать, было возбуждено уголовное дело в отношении Л.Платоновой. В постановлении следователя ОВД Следственного управления при МВД России по Приволжскому федеральному округу говорилось о том, что факт получения денежных средств (те самые 5,4 млн. рублей) без оказания оговариваемых услуг подтвердился. Но в то же время, поскольку для ОАО “Нижнекамскнефтехим”, прибыль которого в 2003 году составила 4,9 млрд. рублей, вышеупомянутая сумма не является существенной, уголовное дело должно быть прекращено. На самом деле, хотя следственные органы и установили сам факт хищения денежных средств, одновременно сами же и освободили виновных от ответственности, указывая на то, что пять с лишним миллионов рублей – это не деньги в масштабах акционерного общества. Но хотелось бы обратить внимание на то, что в статье 158 УК РФ хищением в особо крупных размерах признаются случаи, когда стоимость имущества в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на момент совершения преступления. Конечно, данное постановление было явно необоснованно, и о причинах его появления можно только предполагать. Возможно, в этом случае не последнюю роль сыграла партийная принадлежность А.Подлесова и Н.Левичева, которые являются активистами Российской партии жизни, ведь не случайно же дело рассматривается в Нижнем Новгороде, хотя все преступления, о которых идет речь, совершены на территории Республики Татарстан. Да и вкладчики, как и само коммандитное товарищество, также находятся в РТ. Неудивительно, что это незаконное постановление следователя было отменено, и в настоящее время принято решение о возобновлении расследования по данному делу. Только вот будут ли в конечном итоге наказаны виновные?
По всей вероятности, это не последняя попытка со стороны, мягко говоря, “неизвестных” лиц получить контроль над ОАО “Нижнекамскнефтехим”. Ведь совет директоров акционерного общества недавно принял решение об увеличении суммы дивидендов, на выплату которых будет выделено до 15 процентов от прибыли предприятия, что говорит о еще большей инвестиционной привлекательности “Нижнекамскнефтехима”. Естественно, этот факт не может остаться незамеченным теми, кому выгодна корпоративная война. И если в любой другой стране всякое недружественное поглощение и даже самый наглый шантаж проходят с оглядкой на установленные законом правила, в России до этого пока очень далеко. Следовательно, нужно быть готовыми ко всему, не забывая, на чьей же стороне все-таки правда.
Ленария ГАРИПОВА.