Умея зарабатывать, “Татнефть” умеет и делиться

Прозрачность и открытость главной нефтяной компании Татарстана еще раз убедительно продемонстрировал ее генеральный директор Шафагат Тахаутдинов на прошедшей в Альметьевске пресс-конференции по итогам минувшего года.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Прозрачность и открытость главной нефтяной компании Татарстана еще раз убедительно продемонстрировал ее генеральный директор Шафагат Тахаутдинов на прошедшей в Альметьевске пресс-конференции по итогам минувшего года.


Не было ни одного вопроса – от результатов финансовой деятельности до состояния дел в социальной сфере – на который журналисты не получили бы исчерпывающий ответ. В 2004 году объем добычи нефти вырос на 1,7 процента по сравнению с предыдущим и составил 25 миллионов 99 тысяч тонн. Семьдесят пять процентов подготовленной нефти сдано по первой группе качества. Это лучший показатель за последние десять лет. 147 миллиардов рублей намерены выручить нефтяники от реализации отгруженной продукции, что на четверть с лишним больше, нежели в предыдущий отчетный период. По результатам финансово-хозяйственной деятельности “Татнефть” предполагает получить 36 миллиардов рублей балансовой прибыли, она почти вдвое превысит этот показатель за 2003 год.


Успешно реализуется инвестиционная программа: освоено 10,1 миллиарда рублей капитальных вложений. Нефтяники не только вводили в строй производственные объекты, но и вкладывали деньги в эксплуатационное и разведочное бурение. В течение прошлого года были введены в строй 463 новые добывающие скважины.


Известно, что татарстанские нефтяники работают в условиях, далеких от идеалаНо главная “фишка” компании – новые технологии. Известно, что татарстанские нефтяники работают в условиях, далеких от идеала. Нефть и качеством ниже сибирской, и добывать ее значительно тяжелее. Принцип “не до жиру, быть бы живу” подстегивает научную мысль. Внедрение новых технологий дает возможность не уронить высокое реноме компании. Среди новинок – бурение многоствольных скважин, радиальное вскрытие продуктивных пластов. Как признался генеральный директор “Татнефти”, именно на тех объектах, где внедряются новшества, он греет душу. Лучшего отдыха для “технаря” и не придумать, заметил Шафагат Тахаутдинов.


Но, судя по всему, его душу греет и активная политика по социальному развитию районов нефтяного юго-востока республики.


Здесь “Татнефть” определила для себя четкие ориентиры. Повышение качества жизни в районах, где работают нефтяники, – факт очевидный. Один за другим в городах и поселках возводятся ледовые дворцы, стадионы, бассейны, хоккейные корты. К благам цивилизации приобщится и сельская глубинка. Так, в Сармановский район нефтяники отправят пять автобусов, на которых деревенских ребят будут возить для занятий спортом в близлежащие города, где имеется в полном объеме спортивная инфраструктура.


Кстати, следует отметить, что руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских, побывавший на этой неделе в нефтяной столице, был потрясен размахом социальной деятельности “Татнефти”. Он сам в течение пятнадцати лет был главой района и, конечно, хорошо знает, какой ценой дается строительство объектов соцкультбыта в нынешних условиях.


Нынешний год, подчеркнул Шафагат Тахаутдинов, пройдет для “Татнефти” под знаком 60-летия Победы. Предполагается, что до 9 мая все санатории и профилактории нефтяников бесплатно примут ветеранов войны для отдыха и лечения. Так же бесплатно будут устанавливаться в их квартирах счетчики воды и газа, производиться ремонт их жилья.


Активно участвуют нефтяники и в подготовке к предстоящему 1000-летию Казани. Среди объектов, в которые они вложили деньги, – Казанский Кремль, мечеть Кул Шариф и другие.


Немало сделано и по программе ликвидации ветхого жилья. Только за последние годы на ее реализацию было направлено 450 миллионов долларов. Так же активно “Татнефть” будет участвовать и в программе ипотечного строительства. За нее нефтяники взялись с присущей им основательностью. Из миллиарда рублей, который предполагается выделить на возведение ипотечного жилья, четыреста миллионов будут направлены на строительство домов для жителей юго-востока. Нефтяники ведут речь и об ипотечном строительстве в сельской местности. Если операторы по добыче нефти – люди деревенские и хотят жить своим подворьем, заметил Тахаутдинов, то, значит, и строить для них жилье надо в селе.


Продолжит “Татнефть” и свою политику поддержки тех сельхозпредприятий, в создание которых она в свое время вложила серьезные средства, возведя инфраструктуру, обеспечив цехами переработки, техникой. Только в прошлом году было выделено около 350 миллионов рублей для приобретения техники, горючего, удобрений.


Кстати, именно социальная направленность политики нефтяной компании становится для многих зарубежных инвесторов самым привлекательным фактором и своего рода гарантией будущих проектов. На это обратил внимание побывавший в Альметьевске неделю назад президент итальянской компании “RAM” Альберто Фантини. Его фирма собирается вложить полтора миллиона евро в одну из инициатив “Татнефти”. При этом было отмечено, что акционерное общество умеет не только зарабатывать, но и делиться. Чего не скажешь об отдельных благополучно богатеющих предпринимателях.


К сожалению, налоговое бремя для татарстанских нефтяников легче не становится. Так что вопрос газеты “Республика Татарстан” о том, какие конкретные результаты может принести недавний визит в Альметьевск руководителя Федерального агентства по недропользованию Анатолия Ледовских, был задан главе “Татнефти” не из пустого любопытства. В свое время благодаря инициированным властями Татарстана механизмам налогового стимулирования добычи нефти из нерентабельных скважин, а также вводу новых месторождений республике удалось не только остановить многолетнее падение добычи, но и обеспечить ее рост в 2003 году до 29 миллионов тонн. За годы эксперимента воспроизводство запасов в Татарстане достигло 140 процентов против 20-50 в предыдущий период. Жаль, что федеральным центром эти достижения были оставлены без внимания.


Сейчас при расчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) учитываются только мировые цены на нефть – отсюда его высокая ставка. В прошлом году этот налог в себестоимости добычи нефти составлял около пятидесяти процентов. Так что дифференциация НДПИ по степени истощенности месторождения и стадии его освоения – вопрос для татарстанских нефтяников жизненно важный, и они надеются, что их позиция будет учтена Федеральным агентством по недропользованию.


Добыча нефти для нас не самоцель, заметил Шафагат Тахаутдинов. Наша цель – добывать нефть рентабельно. Тот же Анатолий Ледовских был поражен, узнав, что качалки у нас работают по восемьсот суток без ремонта. Такой результат достижим только при высоком профессионализме специалистов и четко выстроенном рабочем процессе.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще