Капитал – это перелетная птица

Лет двадцать назад информация о том, что в Татарстан приехала иностранная делегация для переговоров или подписания контракта, была новостью номер один.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Лет двадцать назад информация о том, что в Татарстан приехала иностранная делегация для переговоров или подписания контракта, была новостью номер один. Нынешняя же практика такова, что в Казани одновременно могут находиться с визитом представители нескольких стран и еще делегации из российских регионов. Переговоры перестали быть сенсацией, они воспринимаются как каждодневная работа. А что скрывается за официальными сообщениями о прилетах-отлетах гостей из ближнего и дальнего зарубежья, в какие проекты и контракты эти визиты выливаются? Как мы находим партнеров и как партнеры находят нас? На эти и другие вопросы отвечает министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Хафиз Салихов.


министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Хафиз Салихов– В последние годы Татарстан подписал немало соглашений о сотрудничестве с регионами России. Насколько эффективно развиваются экономические связи?


– Мы уделяем большое внимание сотрудничеству с субъектами Федерации. Об этом говорят и цифры. Объемы торгового оборота с регионами России и со странами ближнего и дальнего зарубежья за последние два-три года практически соизмеримы. В 2003 году межрегиональный товарооборот составил более трех миллиардов долларов. По 2004 году данных у нас пока нет (статистика обнародует их только в августе), поэтому мы можем оперировать только прогнозными данными. Но динамика экономического сотрудничества положительная.


Кроме того, структура межрегионального товарооборота близка к оптимальной. Если во внешнеэкономическом товарообороте основную долю экспорта составляют нефть и нефтепродукты (65 процентов), то в межрегиональном большое место занимает продукция машиностроения, где доля добавленной стоимости значительно выше. Во внешнеторговом обороте ведущую роль играют экспортные поставки бюджетообразующих предприятий, в региональном сотрудничестве перечень участников намного шире. Мы поставляем субъектам Федерации продукцию средних и малых предприятий. Немаловажно и то, что через межрегиональное сотрудничество нам удается восстановить и укрепить утерянные кооперационные связи между предприятиями России.


Основой развития межрегиональных связей являются соглашения и договоры, которые мы заключаем с администрациями и правительствами субъектов Федерации (сегодня подписано 64 договора и одно соглашение). Лет десять назад эти документы носили в целом политический характер, мы декларировали восстановление связей и контактов, потерянных в годы экономических реформ. В 2000 году было принято решение подписывать межправительственные соглашения только после детального анализа, расчетов экономической эффективности сотрудничества. Наше министерство провело ревизию подписанных межрегиональных документов, о результатах ее мы доложили на заседании Правительства республики. В результате принято решение обновить некоторые договоры, внести в них конкретику, приблизить к реалиям дня.


– К нам часто приезжают делегации из российских регионов, в регионы отправляются делегации из Татарстана. Если посмотреть географию визитов, то создается впечатление некоторой хаотичности налаживаемых контактов. Архангельск, Кировская область, Свердловская область и так далее. Есть ли логика в выборе регионов-партнеров?


– Как правило, выбор регионов-партнеров по визитам продиктован интересами крупных промышленных предприятий. Это касается и регионального, и внешнеэкономического сотрудничества. Вы понимаете, что Правительство республики на своем уровне делает все возможное, помогая продвигать продукцию бюджетообразующих предприятий в российские регионы. Эта работа ведется планомерно: мы практически на год вперед знаем, куда поедем, с кем будем встречаться и о чем договариваться. Визиты готовятся тщательно, все предложения выверяются и предварительно согласовываются.


Кроме того, многие регионы России желают поближе познакомиться с Татарстаном, учитывая вес нашей республики в общероссийском масштабе, авторитет ее лидеров, прежде всего Президента Минтимера Шариповича Шаймиева. Поэтому к нам часто поступают предложения о визите делегаций из субъектов Федерации. К примеру, делегация из Архангельской области недавно приезжала в Татарстан исключительно по собственной инициативе. Мы никому не отказываем: подобные встречи могут быть весьма полезными, даже если они и не приводят к подписанию соглашений. Еще не было случая, чтобы чей-то визит оказался напрасным. И простой обмен информацией, опытом для нас много значит.


– С какими регионами России Татарстан работает наиболее плодотворно, а с какими – в силу объективных и субъективных причин – возникают сложности?


– Все диктует экономическая целесообразность. Я вам не могу привести ни одного примера, чтобы у Татарстана и какого-либо российского региона был взаимный интерес в сотрудничестве, а реализовать его не удалось.


Существует рейтинг регионов, который в основном составляется на основе товарооборота с разными субъектами Федерации. Есть регионы, товарооборот с которыми превышает миллиард рублей (например, Архангельская область). Но в числе наших партнеров – и регионы, где товарооборот достигает 20 миллиардов рублей. В их числе – Москва, Башкортостан, Московская, Свердловская, Самарская области. Многое зависит и от структуры товарооборота. Одно дело, если мы продаем в регионы “КамАЗы”, совсем другое – лекарства и стоматологические инструменты. Есть регионы, куда мы в основном экспортируем свою продукцию, а есть регионы, где импорт играет лидирующую роль. Словом, не все можно измерить рублем.


– В свое время (лет десять-пятнадцать назад) Татарстан планировал реализовать массу крупномасштабных проектов. В их числе строительство терминалов в Турции, в Крыму, центра логистики в районе Свияжска. К сожалению, этим планам не суждено было осуществиться. Не так давно появились сообщения о строительстве терминала в районе Калининграда. Но, судя по публикациям в прессе, идея не нашла поддержки у общественности области. В то же время Татарстан может гордиться рядом крупных совместных проектов, которые реализованы или их реализация уже началась. Почему, на ваш взгляд, одни проекты “умирают”, не дожив до подписания конкретных договоров, а другим уготована более счастливая судьба?


– В основу любого проекта закладывается экономическая целесообразность. К примеру, во время переговоров с руководителями Калининградской области мы обсуждали два варианта реализации терминального проекта. Первый – использование существующего терминала для переработки сухих грузов. Второй – строительство терминала для нефтепродуктов и сырой нефти. Первый проект находится в работе, но его эффективность у нас вызывает вопросы, поскольку обещанный льготный режим транспортировки грузов через страны Балтии еще обсуждается на федеральном уровне. Если все льготы подтвердятся, то мы будем более активно работать в этом направлении.


Что касается строительства нового терминала для нефтепродуктов, то оно требует больших капитальных вложений. Тем не менее компания “Татнефть” рассматривает возможность создания терминала в нескольких регионах, в том числе и в Архангельской области. Я должен сказать, что есть проекты, предварительная работа над которыми продолжается два-три года, а иногда и больше. Но в подходящий момент они “выстреливают”. А иногда, я это признаю, наши намерения так и остаются на бумаге. Не потому, что мы отказались от идеи.


В то же время я не могу не сказать о ряде крупных проектов, которые мы довели до подписания контрактов и до их реализации. Многие связаны с развитием нефтехимических производств, в частности полипропилена. Этот проект перерос первоначальные рамки. Мы планировали построить производство полипропилена мощностью 120 тысяч тонн в год, теперь мощности завода увеличены до 180 тысяч тонн. Та же картина с реализацией проекта по строительству производства полистирола. Принято решение о наращивании его мощности с 50 тысяч тонн до 100 тысяч. По итогам визита в Южную Корею реализуется проект по производству вспененного полистирола. Создано предприятие по строительству нефтеперерабатывающего завода совместно с компанией “LG Electronics”. Это амбициозный проект, его стоимость более трех миллиардов долларов. Уже заложены фундаменты двух новых производств (совместно с компанией “Мицуи”) на базе ОАО “Ка-заньоргсинтез”. КамАЗ реализует проект создания сборочных производств в Казахстане. Это заметно увеличит региональный и внешний товарообороты республики.


Совместные проекты успешно реализуются не только в промышленном производстве. Иностранный капитал пришел и в торгово-потребительский сектор. Только в 2004 году инвестиции в торговлю превысили 6,5 миллиарда рублей. В основном они связаны со строительством торговых центров в Казани. В нынешнем году инвестиции достигнут 9 миллиардов долларов. В столице появились крупные торговые компании “Рамстор”, “ИКЕЯ”, “Метро” и другие.


– В последнее время Татарстан активно практикует проведение Дней нашей республики в разных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Каков экономический эффект подобных мероприятий?


– Мы проводим выездные Дни Татарстана прежде всего для того, чтобы повысить инвестиционную привлекательность республики, сделать ее узнаваемой не только в России, но и за рубежом. В марте прошлого года прошли Дни Республики Татарстан в Милане. В мероприятии приняли участие около 130 предприятий Италии и около 70 предприятий Татарстана. Работа по созданию промышленных округов в Нижнекамске, Набережных Челнах, Елабуге и Казани – результат той поездки. Кроме того, за девять месяцев объем товарооборота между Татарстаном и Италией вырос практически в три раза и составил 170 миллионов долларов США.


Если следовать хронологии, то затем прошли Дни Татарстана в Турции. Они были приурочены к визиту в эту страну Президента России Владимира Путина, но из-за бесланских событий он отложил поездку. Мы не стали отменять намеченное мероприятие, поскольку Дни Татарстана проводились в рамках Международной выставки в Измире. Татарстан в рамках российской экспозиции представил продукцию своих предприятий (мы заняли 40 процентов российской площадки). В результате внешняя торговля с Турцией возросла в 12 (!) раз – с 57 до 664 миллионов долларов. По товарообороту Турция занимает второе место среди наших партнеров.


Очень динамично развивается наше сотрудничество с Казахстаном. На этом рынке активно работают “Татнефть”, КамАЗ, другие предприятия.


– Во время визита Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Татарстан журналистам раздали информационные материалы. Было очень любопытно узнать о том, что большинство крупных месторождений этой страны отданы в разработку иностранным компаниям. В чем Казахстан видит интерес сотрудничества с Татарстаном?


– По темпам проведения рыночных реформ, по их качественным характеристикам Казахстан занимает первое место на постсоветском пространстве. Мы очень многое переняли там в плане проведения реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве. Используя опыт Казахстана, создаем залоговый и венчурный фонды. Для Казахстана интерес представляют нефтяная отрасль Татарстана, нефтехимические предприятия, КамАЗ. Программа развития нефтехимии Татарстана весьма заинтересовала казахстанских коллег, и они специально приезжали в Казань, чтобы изучить разрабатываемую нами стратегию развития.


– Почему же все-таки в Казахстан потекли инвестиции, пришел крупный иностранный капитал, а Татарстан еще только разрабатывает программу повышения инвестиционной привлекательности?


– Для прихода капитала нужно “тепло”. Не случайно капитал сравнивают с перелетной птицей, которая всегда устремляется туда, где теплее, где более комфортные условия для жизни. При малейшем “похолодании” капитал покидает насиженное место. Инвестиционный климат в Казахстане более приемлем для иностранного капитала, чем климат в России.


В то же время все месторождения Казахстана отдавались в разработку иностранным компаниям на тендерной основе. Предприятия Татарстана не смогли принять участие в конкурсах. Теперь ситуация меняется, и “Татнефть” намерена побороться за право работать на казахстанских месторождениях. Этот вопрос сейчас изучается.


– Возможно ли, на ваш взгляд, улучшить инвестиционный климат в одном отдельно взятом регионе России (я имею в виду Татарстан), если в целом по России средняя температура будет не очень благоприятной для “прилета” иностранного капитала?


– Понятно, что международный рейтинг Татарстана не может быть выше, чем рейтинг России. Но у нас есть возможности для того, чтобы обеспечить больший приток инвестиций и при сложившемся рейтинге. Наша республика пока не занимает лидирующих позиций в России по инвестиционной привлекательности, но нам есть к чему стремиться.


– Вы удовлетворены работой торговых и полномочных представителей республики в регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья?


– У нас сейчас 23 представительства. Конечно, не все они работают одинаково. Есть эффективно действующие, есть те, которые работают слабее. В этом деле большую роль играет человеческий фактор. Там, где подобрались люди энергичные, инициативные, там и товарооборот растет, реализуется немало совместных проектов.


Активно действуют наши представители в Москве, Башкортостане, Санкт-Петербурге, Саратовской области, Турции, Беларуси, Австрии и Франции. От них поступает немало интересных проектов для реализации, они помогают предприятиям республики продавать изделия на внутреннем и внешнем рынках, через них наши товаропроизводители пытаются найти партнеров для реализации своих проектов. Причем они продвигают продукцию не только крупных, “раскрученных” компаний, но и средних предприятий.


Сейчас мы стали активно создавать торговые дома в разных регионах России и ближнего зарубежья. Их насчитывается около четырех десятков. Эти предприятия, используя брэнд Татарстана, продвигают наши товары на ближние и дальние рынки. Торговые дома работают параллельно с нашими представительствами, сотрудничая и помогая друг другу.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще