Порядок копейку бережет

С 2004 года, об этом не раз писала наша газета, предприятие “Энергосбыт” ОАО “Татэнерго” предложило населению (тем, кто проживает в индивидуальных домах, – а это 440 тысяч абонентов) перейти на ту же систему расчетов за потребленную электроэнергию, какой пользуется большинство юридических лиц, а именно: по выставляемым энергетиками счетам.

Автор статьи: Елена ТАРАН

information_items_1347366629

С 2004 года, об этом не раз писала наша газета, предприятие “Энергосбыт” ОАО “Татэнерго” предложило населению (тем, кто проживает в индивидуальных домах, – а это 440 тысяч абонентов) перейти на ту же систему расчетов за потребленную электроэнергию, какой пользуется большинство юридических лиц, а именно: по выставляемым энергетиками счетам.


Как прежде осуществлялись платежи у этой категории населения? Жильцы самостоятельно заполняли квитанции, снимали показания счетчиков, самостоятельно платили (причем когда хотели, иногда – сразу за целый год). Что в результате имел “Энергосбыт”? Квитанции, которые порой невозможно было разобрать, неправильно “прочитанные” показания счетчиков, хаотичное поступление средств на счета и, как следствие, – недоплату населения за потребленную электроэнергию. Ошибки “кочевали” из года в год, они накладывались на предоставляемые населению льготы; потери энергетиков возрастали.


Именно из-за этих самых потерь населению (жителям индивидуальных домов) и было предложено платить за электроэнергию по выставляемым энергетиками счетам. Счета рассылались по почте (был заключен договор с предприятием “Татарстан почтасы”), в них был указан крайний срок платежа за поставленную электроэнергию.


– Конечно, – вспоминает заместитель директора “Энергосбыта” Ильяс Хисаметдинов, – первые три месяца было непросто. То и дело возникали трения с абонентами. Кто-то в доме не живет, а ему выставлялись счета, где-то были ошибки в подсчете числа проживающих, где-то неправильно указаны фамилии потребителей. Все ошибки мы исправляли, сумма платежей изменялась (программа позволяет вносить коррективы). Но эти негативные моменты несравнимо малы с положительными результатами, которые мы в конечном итоге получили.


Во-первых, энергетики в течение 2004 года приучили людей платить за электроэнергию в срок, указанный в квитанции (а не раз в год или в квартал). Если абонент в течение трех месяцев задерживает платеж, то ему заказным письмом направляется уведомление об ограничении подачи электроэнергии. Если угроза не подействовала, то в течение 10 дней в этом доме отключается свет. Но такие случаи крайне редко встречались: люди предпочитали заранее выяснять отношения с энергетиками.


Во-вторых, заметно сократились потери энергетиков: показания счетчиков снимают специалисты, ошибки тут исключены. Только за минувший год среднемесячные начисления на одного абонента возросли на 3,5 киловатт-часа. В сумме это дополнительные поступления в 13 миллионов рублей за год. Раньше энергетики эти деньги просто теряли, а за поставленный для выработки этой электроэнергии газ платили из своего кармана.


В-третьих, практически на треть выросло число оплачиваемых квитанций, дебиторская задолженность приобрела адресность. Компьютер сразу покажет, кто не платит, какой период времени, как изменился долг. Ну и, наконец, новая система расчетов позволила упорядочить отношения энергетиков с органами социальной защиты в отношении предоставляемых населению льгот. Энергетики точно знают, в каких домах потребители пользуются льготами, как они рассчитываются, какие суммы платежей выставлять.


Система расчетов с населением, внедренная в 2004 году в “Энергосбыте”, как оказалось, была единственно верной в тех условиях. Руководители РАО “ЕЭС” только с 2005 года рекомендуют подразделениям компании использовать подобную схему расчетов с индивидуальными абонентами. Энергетики Татарстана, как видим, опередили своих российских коллег ровно на год.


Конечно, не стоит думать, что новая система расчетов полностью избавила энергетиков от потерь в распределительных сетях. Потери есть, и их большая часть связана с хищениями электроэнергии. К каким только ухищрениям не прибегают умельцы, чтобы не платить за оказанную услугу. Они “химичат” со счетчиками (иногда заставляют их крутиться в обратную сторону), устанавливают скрытую проводку – в обход счетчика, используют другие способы “экономии семейного бюджета”. Все эти методы энергетикам известны (об этом даже снят специальный фильм). На каждый хитроумный способ хищения электроэнергии найдено противоядие. Энергетическая милиция не дремлет. Частые рейды контролеров (а у них есть специальное оборудование, которое позволяет, не заходя в дом, вскрыть факты хищения) выявляют немалое число нарушителей. Так что не стоит поддаваться соблазну получить электроэнергию бесплатно: рано или поздно все тайное становится явным. Тогда придется платить уже “на полную катушку”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще