“Встречный план” челнинских бумажников

Накануне Нового года в Москве в Президент-отеле наиболее успешным руководителям и специалистам предприятий и организаций страны различных сфер и форм собственности были вручены почетные знаки “Лидер российской экономики – 2004”.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

Накануне Нового года в Москве в Президент-отеле наиболее успешным руководителям и специалистам предприятий и организаций страны различных сфер и форм собственности были вручены почетные знаки “Лидер российской экономики – 2004”. И дипломы-свидетельства “За активную деятельность по реализации принципов устойчивого экономического развития, высокие достижения и стабильную работу в условиях перехода к рыночной экономике”. Открывая торжественную церемонию, первый заместитель управляющего делами Президента РФ Виктор Савченко напомнил, что эти награды были утверждены на заседании оргкомитета международного форума “Мировой опыт и экономика России” 21 мая 2004 года. Первыми их обладателями стали 24 номинанта: генеральный директор – генеральный конструктор фирмы “Камов” С.Михеев, президент фирмы “Туполев” И.Шевчук и другие известные персоны. В том числе единственный представитель Татарстана и целлюлозно-бумажной промышленности страны – генеральный директор ЗАОр “Народное предприятие “Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат” Сергей ТИТОВ.


Сергей Титов по праву носит почетный знак лидера российской экономикиНасколько может быть весом вклад в укрепление экономического могущества страны предприятия, выпускающего упаковку и туалетную бумагу? Казалось бы, поставить его в один ряд с флагманами аэрокосмической промышленности можно лишь в результате недоразумения. Но считать так, значит, находиться во власти инерции мышления, характерного для прежнего времени. Во-первых, высокие технологии – это сегодня принадлежность не только тяжелой индустрии. Во-вторых, уровень экономической эффективности предприятия не зависит от его профиля. Что картонно-бумажный комбинат и доказывает с момента его регистрации в октябре 1998 года в качестве закрытого акционерного общества работников (народного предприятия). Эту организационно-правовую форму коллектив КБК принял первым в стране после вступления в силу соответствующего федерального закона. Тогда же наблюдательный совет предприятия утвердил решение на тех же производственных площадях и той же численностью работников увеличить в сравнении с проектными показателями в два, а затем в три раза объемы выпуска товарной продукции. И эта программа уже перевыполнена: за шесть лет производство картона, гофротары и туалетной бумаги в сопоставимых ценах выросло в 2,6 раза! Другими словами, поставленная перед страной Президентом В.Путиным задача удвоения за десять лет внутреннего валового продукта для челнинских бумажников не является актуальной. Они ее уже решили. Однако в литавры по этому поводу предпочитают не бить.


– За точку отсчета органы госстатистики, – считает генеральный директор комбината Сергей Титов, – должны брать 1990 год, а не период после дефолта, когда экономические показатели в стране настолько упали, что даже небольшой шаг вперед выражается сотнями процентов прироста объемов производства, чем любят похваляться некоторые мои коллеги. Не замечая или не желая замечать того, что даже до вершинных достижений плановой экономики им еще топать и топать, не говоря уже о далеко обогнавших за годы “реформ” странах Запада.


На КБК в середине 90-х годов прошлого века тоже не удалось избежать спада. По принципу “домино”. Когда обрабатывающая промышленность лежит на боку, предприятие, выпускающее для нее упаковку, процветать не в состоянии. Хотя за счет расширения географии поставок и агрессивного поведения комбината на рынке картонной тары падение оказалось не столь глубоким, как можно было ожидать. Уровень 1990 года челнинские бумажники пока превысили в 1,86 раза. Таковы парадоксы переходного периода: собственные показатели 15-летней давности удвоить труднее, чем пятилетней.


– Однако темпы развития, – продолжает Сергей Павлович, – мы снижать не собираемся. В ближайшие пять лет уровень 1998 года превзойдем в 4 раза, а соответственно уровень 1990 года – без малого в 3 раза.


Один из цехов Набережночелнинского картонно-бумажного комбинатаНет сомнений в том, что так и будет. В минувшем году с каждого рубля, вырученного на комбинате от продажи товарной продукции, 12,1 копейки было направлено на его техническое перевооружение. Правда, было время, когда этот показатель превышал 20 копеек. Но с принятием нынешнего налогового кодекса предприятиям реального сектора экономики стало накладно заниматься самоинвестированием. Раньше треть прибыли, направляемой на развитие, освобождалась от уплаты налога. А после того как его уменьшили с 35 до 24 процентов, эту льготу отменили.


– Хорошо, что в период действия льготы мы успели совершить рывок, – говорит С.Титов. – И в абсолютном выражении за счет увеличившихся объемов производства затраты на замену морально устаревшего оборудования у нас по-прежнему внушительны. В 2004 году они составили 300 млн. рублей. Но как Правительство России собирается при нынешней системе налогообложения удвоить за 10 лет внутренний валовой продукт, мне не совсем понятно. Ибо без инвестиций в производство все амбициозные планы по наращиванию экономического потенциала страны – несбыточные мечты.


…Процесс модернизации технологических линий на комбинате идет непрерывно. Мы идем вдоль огромной картоноделательной машины (КДМ), и Сергей Павлович берет не себя роль гида. Целиком демонтировать отечественный агрегат – это несколько тысяч тонн металла – нет смысла. Однако от прежней его начинки уже мало что осталось. Сверкает свежей краской система сортировки картонной массы, насчитывающая шесть степеней, шведской фирмы. Причем процесс полностью компьютеризирован. Операторы уже не бегают от насоса к насосу. Демонтированы все пульты управления с сигнальными лампочками: заданные технологические параметры контролирует ЭВМ.


В результате поэтапной модернизации на импортные аналоги заменены 60 процентов подшипников на валиках и цилиндрах сушильной части КДМ. Установлен новый электропривод фирмы “Симменс”. Все для того, чтобы повысить надежность и производительность оборудования. С этой же целью внедрили подогрев картонной массы. Прежде этой технологической операции вообще не было. Позаимствовали ее в Канаде. Термическая обработка увеличивает прочность картона во влажном состоянии, без чего не поднять скорость его прокрутки через машину. Сегодня она доведена до 470 метров в минуту при проектном показателе 340 метров в минуту.


– Сейчас приступаем на КДМ к монтажу системы регулирования поперечного профиля картона для повышения его качества, – продолжает С.Титов. – В июне получим из Франции самую современную линию по переработке картона, которая увеличит мощности фабрики по производству гофротары сразу на 12 процентов. В общем, заделы создали солидные, могли бы 2-3 года не думать о развитии. После 16 лет работы комбината износ его основных фондов составляет всего 32 процента. Однако остановиться – значит отстать. Коллектив народного предприятия, будучи его собственником, живет и работает в напряженном ритме. Десятидневные новогодние “каникулы” – это не про нас. Наше благосостояние, которому завидуют некоторые горе-инвесторы, с неба не падает. Периодически на горизонте появляются фирмы и фирмочки, зарегистрированные за рубежом, с неприкрытым желанием прибрать предприятие к рукам. Но разорить нас, чтобы потом незаконным путем вступить во владение комбинатом, никому не удастся. Если уж мы устояли во время тотальной “прихватизации” в середине 90-х годов прошлого века, то сегодня, когда страна все-таки сделала шаг вперед по пути строительства правового государства, это тем более пустая затея.


– А на чем зиждется устойчивое и стабильное положение КБК?


– Цены на свою продукцию до последнего их повышения три месяца назад мы не поднимали два года. Зато каждый год разрабатываем мероприятия по снижению себестоимости бумаги и упаковки в общей сложности на 40 -70 миллионов рублей. И, конечно, уделяем первостепенное внимание их качеству. В декабре установили рекорд, выпустив 20,7 миллиона квадратных метров картона. И весь он, еще не остывший, разошелся по потребителям. Уже несколько месяцев не ищем, а отбиваемся от заказов. Потому что у нас самая качественная и самая дешевая упаковка. Не хочу быть голословным: в Казани семь предприятий выпускают картонную тару, которая в среднем на 8 процентов дороже, чем у нас.


– Так, может, есть смысл еще поднять цену, чтобы уменьшилась толкучка в отделе сбыта?


– Пока выдерживаем паузу. Во-первых, надо дать партнерам возможность прийти в себя после бесконечной череды праздников, а во-вторых, высокая цена на конечную продукцию – не самоцель. Иногда можно и нужно пойти навстречу потребителю. По крайней мере, мы не хотим вести себя так, как порой обходятся с нами поставщики сырья, действия которых зачастую непредсказуемы. По этой причине держим у себя сверхнормативные запасы всех, за исключением макулатуры, материалов. Хотя наука велит работать с колес. Не получается… Поступать вразрез с рекомендациями ученых-экономистов, как ни парадоксально, выгодно. Когда поставщик целлюлозы в очередной раз безбожно задирает цены, мы перестаем ее брать. Имеем такую возможность – на складе трехмесячный запас. И сбиваем цены.


Отличительная черта С.Титова – острое неприятие догматизма в экономике, какими бы модными теориями он ни прикрывался. На вооружение берется лишь то, что прошло проверку практикой. Этим, наверное, и объясняется стабильное положение комбината при всей непоследовательности реформ в стране. И еще нюанс: в лексиконе Сергея Павловича отсутствуют экономические термины типа “маржа”, “маркетинг”, которыми любят щеголять некоторые менеджеры, – к месту и не к месту. Титову “показывать образованность” ни к чему: он чувствует не только букву, но и дух рыночной экономики.


– Принцип один, – поясняет он, – необходимо опережать события, предлагать потребителю новую продукцию, когда спрос на нее еще не сформирован. Когда мы в первый раз напечатали на ящиках для продукции птицефабрик изображение золотого цыпленка, заказчики в один голос закричали: “Нам это не надо, дорого!”. А сейчас сами просят тару с цветной печатью, она повышает их конкурентоспособность.


Года четыре назад возникла идея взяться за изготовление семислойного картона. На одном из заводов в Германии увидел коробку перемены передач для грузового автомобиля, упакованную в картон. Впечатление было сильным. В России еще в 1989 году используемая в промышленности и на потребительском рынке тара на 75-77 процентов была деревянной, а доля картонных ящиков не превышала 5-7 процентов. Правда, сейчас пирамида перевернута, гофра находит применение в 75 случаях из 100. Стали достоянием истории дощатые ящики под водку, холодильники в деревянных каркасах. Но, оказалось, можно изготавливать картон такой прочности, тара из которого способна выдержать при транспортировке вес в полторы тонны.


Сразу взяться за внедрение ноу-хау у нас не было возможности. Однако когда очередь дошла до покупки новой гофромашины, предусмотрели установку на ней дополнительного пресса, необходимого для производства семислойного картона. Первым в начале 2004 года на предложение испытать партию поддонов из него откликнулось ОАО “Нижнекамскнефтехим”.


– Какую долю в суммарном объеме товарной продукции на комбинате может занять “семислойка” в перспективе?


– Как говорится, война план покажет. Наши конструкторы разработали восемь типоразмеров особо прочной тары. Теперь все зависит от культуры и разворотливости потребителей.


– А почему первыми интерес к семислойному картону проявили нефтехимики, а не машиностроители?


– Богатые, наверное, если применяют металлическую тару и не разоряются…


– Да, но она же многоразового использования.


– Об этом и речь. Отправили запчасти, скажем, в Красноярск, и надо возвращать ее обратно. Огромные накладные расходы! А картон сдал в макулатуру – и все дела. Постепенно экономика заставляет наших потенциальных потребителей повернуться лицом к современным видам тары. Так, недавно получили заказ с Горьковского автозавода. Поэтому мы продолжаем техническое перевооружение комбината, закупили установку для сшивки листов семислойного картона.


– А что собой представляет микрогофрокартон профиля “F”?


– Это еще одно направление расширения номенклатуры изделий комбината. До недавнего времени коробочки для парфюмерии и прочей деликатной продукции такого рода мы изготавливали из плоского картона с пятицветной печатью офсетным способом. Этот материал нас не устраивал не только тем, что он покупной, – ему не хватает жесткости. У микрогофрокартона же идеальные механические свойства для фантазий дизайнеров. А серии “Е”, “F”, которые мы уже освоили, и остальные отличаются друг от друга толщиной. Самая тонкая микрогофра серии “О” – 0,3 мм.


– И что, вы собираетесь пройти весь “алфавит”?


– Со временем безусловно. В настоящее время комбинат по производству тарного картона устойчиво занимает пятое место в стране после Сыктывкарского лесопромышленного комплекса и первое место среди 180 предприятий отрасли – по выпуску гофротары, которой на долю КБК приходится 15,3 процента от общего объема. Туалетную бумагу в России делают на двух сотнях предприятий, при этом каждый третий ее рулончик изготавливается в Челнах.


– А как на комбинате планируется рост средней зарплаты? Она сегодня достигла 14,6 тысячи рублей, увеличившись за 2004 год на 11 процентов. Но прежде зарплата росла более высокими темпами…


– По остаточному принципу фонд оплаты труда мы уже давно не формируем. Прежде всего, стремимся обеспечить достаточную мотивацию труда. Конечно, учитываем и коэффициент инфляции, и уровень благосостояния населения города, республики. Слишком большой разрыв в доходах с соседями нежелателен по моральным соображениям. Хотя высокая налоговая нагрузка (КБК всегда в срок и в полном объеме делал взносы во все бюджеты и внебюджетные фонды, в прошлом году они достигли 462 миллионов рублей), а с другой стороны, необходимость накапливать средства для инвестиций в производство поневоле заставляют проявлять скромность.


По уровню социальной рентабельности, как подсчитали специалисты Министерства экономики и промышленности РТ, Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат занимает одно из первых мест среди предприятий республики, опережая “Татнефть”, “Нижнекамскнефтехим”. На нашем балансе по-прежнему находятся жилье и соцкультбыт, в прошлом году на их содержание потратили 88 миллионов рублей. Расселили 102 малосемейки, где проживали работники КБК, оплатив 20 процентов стоимости купленных ими квартир. Максимум из того, что разрешает закон. В настоящий момент строим еще четыре дома. После сдачи их в эксплуатацию у наших людей появится возможность приобрести там квартиры.


– По программе социальной ипотеки?


– Нет. Зарплату бумажники получают приличную плюс дивиденды как совладельцы предприятия – порядка 70 тысяч рублей в год, так что способны улучшать свои жилищные условия по правилам рынка. Однако Закон “О государственной поддержке жилищного строительства в РТ” мы считаем нужным и своевременным. И будем добровольно участвовать в его реализации, но на основе трехстороннего договора Государственного жилищного фонда, администрации города и предприятия. Тем более на сессии Госсовета РТ при принятии закона о развертывании ипотечного кредитования жилищного строительства правительство заверило: 45 процентов взносов предприятий будет возвращаться им в виде квартир. Хотелось бы, чтобы был строгий контроль над расходованием средств фонда, полная его прозрачность. Чтобы раз в квартал публиковались отчеты, куда пошли деньги. Чтобы не получалось: у нас взяли, неизвестно где построили. Жилье на деньги челнинских предприятий должно возводиться в Челнах.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще