Ключевая фигура

В собственности Республики Татарстан находится значительный портфель акций.

В собственности Республики Татарстан находится значительный портфель акций. Однако государство, выступая в качестве собственника в 674 акционерных обществах, зачастую не имеет реальных рычагов, чтобы повысить эффективность управления ими, хотя заинтересовано в увеличении стоимости бизнеса, ликвидности акций и получении дивидендов.


При бездействии советов директоров исполнительные дирекции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, расширяют собственные полномочия и используют их порой в ущерб интересам акционеров. Не редкость кредитование “своих” фирм, увод активов в форме долгосрочных финансовых вложений через занижение цен. В результате растет нереальная к взысканию дебиторская, а также кредиторская, фискальная задолженности, снижаются чистые активы, прибыль, доля денежной составляющей в выручке. Для акционеров это означает уменьшение или невыплату дивидендов, а затем и потерю капитала. Собственности, в том числе и государственной, наносится непоправимый ущерб.


Есть два решения этой проблемы. Первое – продажа. В нынешнем году запланирована реализация 100 пакетов акций АО, полный “уход” из них государства. Для других акционерных обществ с долей государства, где его участие пока сохраняется, единственно возможный путь повышения сохранности и доходности государственного акционерного капитала – активизация работы советов директоров и ревизионных комиссий через наших представителей.


Институт представителей государства в нашей республике существует уже более пяти лет. Значительная работа проведена в методическом и организационном плане. Если, например, в 1996 году в 387 акционерных обществ было направлено 327 госпредставителей, то в текущем – 1047 представителей в 635 АО. В ревизионные комиссии госпредставители стали направляться, практически, лишь последние два года. Сегодня их 315.


К сожалению, количество не перешло в качество. И сейчас уже очевидно, что представлять интересы государства необходимо на профессиональной основе.


Мы видим две категории госпредставителей-профессионалов. Прежде всего это – предприниматели-инвесторы, заинтересованные в приобретении конкретного госпакета акций. Они проведут предварительную работу по “расчистке” предприятия, повышению эффективности его финансово-хозяйственной деятельности, по организационной и кадровой перестройке. При этом интересы государства обеспечиваются условиями заключаемого с Госкомимуществом РТ договора.


Когда предприятия входят в технологические цепочки и выполняют общереспубликанские задачи, выбор госпредставителей должен осуществляться на конкурсной основе. Условие – инвестиционная программа или бизнес-план, а также соответствующее обоснование, подтверждающее финансовые возможности предполагаемого инвестора. В конкурсе могут участвовать кредитные, отраслевые или другие организации, частные предприниматели, обладающие необходимым капиталом.


Вознаграждение госпредставителя-профессионала заключается в возможности приобрести госпакет акций после выполнения инвестиционных условий. Размер и стоимость его продажи будут зависеть от прироста чистых активов и увеличения прибыли акционерного общества. Естественно, что позиции государства и госпредставителя-инвестора здесь очень близки. Инвестор заинтересован в оптимизации бизнеса АО, которая влечет увеличение доходности госпакета акций.


Правительством Республики Татарстан определен перечень наиболее значимых, бюджетообразующих АО, в которых влияние государства должно остаться. Поэтому вторая категория – уполномоченные представители собственника в советах директоров стратегически важных для экономики Республики Татарстан предприятий, работающие на постоянной основе и получающие соответствующее вознаграждение от государства. В этом случае можно привлечь опытных отраслевых специалистов, имеющих необходимую квалификацию, которая соответствует специфике предприятия, финансово-хозяйственной деятельности и организации работы АО.


Возможно представление интересов государства (при наличии соответствующей лицензии) и на базе доверительного управления госпакетами акций. Права управляющего при этом существенно расширяются – вплоть до операций с акциями на фондовом рынке в интересах собственника.


Вместе с тем пока от практики назначения госпредставителями государственных служащих не уйти. Задача в том, чтобы представление интересов государства было не общественной нагрузкой, а реальным механизмом управленческих воздействий со стороны отраслевых министерств и ведомств, при персональной ответственности руководителей отраслевых организаций за результаты и качество работы подчиненных им госпредставителей.


Важнейшая функция для обеспечения интересов государства – финансовый контроль. При этом хорошая информированность о состоянии капитала для собственника жизненно необходима. Качество, полноту информации о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и своевременность ее предоставления акционерам и совету директоров обеспечивает ревизионная комиссия. Это и отслеживание финансовых потоков, анализ финансово-хозяйственной деятельности, установление причин ухудшения показателей и резервов повышения доходности, это и контроль за формированием и правильным определением части нераспределенной прибыли, направляемой на выплату дивидендов на госпакет акций. В тех акционерных обществах, где есть убытки, следует провести детальный анализ факторов, приведших к убытку, и разработать предложения по финансовому оздоровлению. Потенциал ревкомиссий акционерами, и в том числе государством, долгое время просто не использовался. Как правило, в их состав назначались работники финансовой службы предприятия, т.е. люди, занимающиеся финансово-хозяйственной деятельностью, которая и является объектом проверки. Таким образом, нарушался важнейший принцип управления – независимость.


В Татарстане госпредставителей в ревизионные комиссии начали назначать только с 1999 года. И последние два года стали поворотными в реализации функции контроля, осуществляемой государственными представителями.


Но для принятия управленческих решений той информации, которую можно получить от ревизионных комиссий, недостаточно. Нужен, как того и требует законодательство, независимый аудит. И на этом не нужно экономить, иначе аудиторские услуги ограничатся лишь подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности. И еще. Если совет директоров, госпредставитель занимают пассивную позицию при заключении договора с аудиторами, то возможности их проверок остаются нереализованными, а их результаты останутся достоянием только исполнительной дирекции. Для других же акционеров, в том числе и государства, – тайной за семью печатями. Правда, как и любой акционер, госпредставитель вправе получить итоговую часть аудиторского заключения, но она по стандартам – очень лаконичный документ. По нашим данным, 98% заключений – это условно или безусловно положительные. Например, из 500 аудиторских заключений только два содержали информацию, подтверждающую признаки банкротства.


Стало быть, наша задача состоит в том, чтобы обеспечить условия для реального взаимодействия государственных представителей в органах управления и контроля с аудиторскими фирмами, что позволит реализовать интересы государства как собственника.


Совет директоров должен анализировать с помощью аудитора проведение крупных сделок (в первую очередь с недвижимостью), сохранность и использование основных средств и т.д. Для этого при заключении договора необходимо обозначить приоритетные объекты контроля, что обеспечит независимость аудитора от исполнительной дирекции. При этом аудитор или аудиторская фирма должны пройти аккредитацию в Госкомимуществе РТ. Сегодня ее получили 28 фирм. В этом году мы планируем ужесточить условия аккредитации. Основными критериями отбора станут соответствие действующему законодательству, а также защита интересов и реализация прав акционеров.


Представители государства в органах управления и контроля АО выполняют уникальные функции, определенные государством как собственником. Для них наряду с основной задачей – доходностью пакета акций – важно умелое сочетание интересов менеджмента, трудового коллектива и собственников. Госпредставитель должен исходить также из интеграции целей и задач республиканской социально-экономической политики, отраслевых и территориальных интересов. Кроме того, пока органы управления и контроля реально не сформировались как действенные организационные структуры акционерных обществ, госпредставитель практически обеспечивает соответствие деятельности АО законодательству и защиту прав рядовых акционеров по владению ценными бумагами, ведению реестра, участию в собраниях, рассмотрению предложений и т.д.


Наш госкомитет в развитие концепции управления госимуществом ставит перед своими полпредами одну, но очень емкую задачу: повысить эффективность деятельности предприятия. Иначе говоря, добиться финансового оздоровления, роста капитализации, максимальной доходности госпакета акций, привлечения инвестиций.


Госпредставители должны содействовать стремлению коллективов небольших АО, заинтересованных предпринимателей к самостоятельности. Важно при этом привлечь инвесторов, определить пути развития предприятия, возможно, помочь преобразованию в более эффективную для субъекта малого предпринимательства форму.


Говоря о доходности акций, находящихся в республиканской собственности, следует отметить, что с каждым годом возрастают неналоговые поступления в республиканский бюджет. Так, в 2000 году в Фонд приватизации РТ от использования государственного имущества и приватизации поступило более 618 млн.руб., из них около 30 процентов – дивиденды на госпакет акций. Госпредставители ответственны и за реализацию дивидендной политики государства.


Таким образом, государственный представитель в органах управления и контроля акционерных обществ становится ключевой фигурой, способной при правильной постановке дела эффективно воздействовать на функционирование предприятий и экономики в целом.


Валерий ВАСИЛЬЕВ.
Председатель Госкомимущества РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще