Проекты законов РТ “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Татарстан и Закон РТ “О местном самоуправлении в Республике Татарстан” в части регулирования межбюджетных отношений и “О регулировании межбюджетных отношений в Республике Татарстан” рассматривались вчера на заседании Правительства республики. В случае принятия данных законопроектов в Татарстане будут сформированы пять фондов в составе республиканского и местных бюджетов.
С информацией на эту тему выступил директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Он напомнил, что Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации” в части регулирования межбюджетных отношений от 22 августа 2004 года внес целый ряд изменений и дополнений в ряд законодательных актов России. Вступление их в силу ставит перед органами государственной власти субъектов РФ задачу по формированию новой нормативно-правовой базы в части регулирования межбюджетных отношений.
Министерства финансов, экономики и промышленности РТ, другие заинтересованные ведомства провели в этом направлении значительную работу. В предложенных на рассмотрение республиканского Кабинета Министров проектах уточняется ряд понятий, содержащихся в Бюджетном кодексе РТ. В частности, предлагается заменить понятие “бюджетная компетенция” на более узкое – “бюджетные полномочия”. В соответствии с федеральным законодательством регламентируется норморегулирующее закрепление налоговых доходов между бюджетами различных уровней, вводится положение, касающееся возможности организации местной финансовой администрации в муниципальных образованиях. Предлагается также изменить наименование и содержание главы пятой Бюджетного кодекса РТ, регулирующей межбюджетные отношения в республике. В частности, в него вводится новое понятие “межбюджетные трансферты”, объединяющее всю совокупность средств, передаваемых из бюджета одного уровня в бюджеты другого уровня. В качестве основных видов межбюджетных трансфертов предлагаются финансовая помощь в виде дотаций, носящих нецелевой характер, и субсидий, имеющих целевой и долевой характер, а также субвенции на выполнение определенных в законодательстве целей, бюджетные кредиты.
В числе пяти фондов, которые предлагается создать, – Фонд финансовой поддержки поселений, в который пойдут отрицательные трансферты из бюджетов поселений, Фонд поддержки муниципальных районов и городских округов, в который будут направлены аналогичные трансферты. Механизм отрицательных трансфертов будет актуален для тех муниципальных образований, уровень доходов в которых в два и более раз превышает среднерегиональный. Под действие данного механизма до 2006 года не подпадает ни один из муниципальных районов (при условии, если сохранится та же ситуация с бюджетной обеспеченностью, что сложилась к 2005 году). Объем фондов будет распределяться пропорционально численности населения поселений и округов. Еще один фонд, который намечено создать на республиканском уровне, – Фонд софинансирования социальных расходов, который будет использоваться для дополнительного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Кроме того, планируется создать фонды поддержки поселений и фонды муниципального развития на местном уровне.
На заседании Кабинета Министров был рассмотрен также вопрос “Об утверждении Республиканской целевой программы оптимизации сети сельских образовательных учреждений в Республике Татарстан на 2005-2007 годы”. Журналистский отчет об этом – в ближайшем номере “РТ”.