Накануне очередной сессии Госсовета Татарстана, на которой планируется рассмотреть во втором чтении проект бюджета на 2005 год, состоялось заседание парламентского Комитета по бюджету, налогам и финансам. Основной вопрос – обсуждение поправок к главному финансовому закону республики. Процедура эта настолько важна для дальнейшей работы над проектом бюджета, что на заседание комитета пришел Премьер-министр Рустам Минниханов, а вместе с ним – и руководители ключевых министерств.
Выяснилось, что депутаты и Правительство времени зря не теряли: в комитет по бюджету было подано более 320 поправок, причем большую часть из них внес Кабинет Министров РТ. Как пояснил министр финансов Радик Гайзатуллин, эти поправки носят в основном организационный и технический характер, многие из них связаны с тем, что Госдума России приняла во втором чтении проект федерального бюджета, а в нем были поправки, которые повлекли за собой изменения в региональном бюджете. Тем не менее депутатам не очень понравилось, что Правительство (оно и готовило проект бюджета) заранее не предусмотрело в нем возможные изменения и теперь республиканскому парламенту приходится, по сути, переписывать многие статьи документа. Валентина Липужина попросила министра финансов не допускать подобных ситуаций впредь. Радик Гайзатуллин критические замечания воспринял правильно и попросил депутатов поправки Правительства одобрить “одним пакетом”, а не рассматривать каждую в отдельности. Комитет с таким подходом согласился, и 163 поправки сразу же перекочевали в раздел “одобренных”. Остальные пришлось обсуждать по всем правилам регламента.
Сразу оговоримся, что депутаты, естественно, вникая в доводы Премьер-министра, одобрили считанные поправки. Судьба остальных сложилась по-разному. Одни были отклонены под давлением “тяжелых” аргументов Рустама Минниханова, другие – зафиксированы в протоколе и сняты с обсуждения под “гарантию” премьера, который обещал уделить этим вопросам внимание и найти деньги, но в рабочем порядке. Принятые незначительные поправки концептуально никак не меняли стратегию бюджета, по сути, он остался в тех же границах, что и при первом чтении.
Теперь подробно о том, чего пытались добиться от Правительства депутаты. Александр Штанин уже который год подряд старается убедить Кабинет Министров в необходимости принимать бездефицитный бюджет. В течение ряда лет в Татарстане принимается бюджет с дефицитом, потом возникают дополнительные доходы, которыми Правительство распоряжается по своему усмотрению. Проанализировав объемы дополнительных доходов, Александр Штанин предложил увеличить их общий объем на 10 млрд. рублей и направить эти деньги на повышение зарплаты бюджетников в полтора раза. Предложение принято не было. Радик Гайзатуллин напомнил, что в нынешнем году выпадающие доходы бюджета составили 5,4 млрд. рублей и нет никакой гарантии, что цены на нефть сохранятся такими высокими в течение всего года. Поэтому стоит ли так рисковать, записывая в бюджете доходы, которых может и не быть? Любопытно, что Штанин и Минфин уже несколько лет подряд сражаются, используя одни и те же доводы. В итоге Татарстан всегда завершает год с профицитом бюджета, но новый бюджет принимает… с дефицитом. Рисковать мы не хотим.
Фоат Комаров остался недоволен тем, что из бюджета на 2005 год исчез Фонд поддержки предпринимательства. Получается, что на словах мы поддерживаем малый бизнес, а когда дело доходит до денег – находим причины их не дать. В то же время и выделенные деньги распределяются в основном в Казани, до глубинки финансы не доходят. Сейчас Правительство работает над созданием венчурного и залогового страхового фонда для предпринимателей. По сути, это будет тоже поддержка малого бизнеса, пояснил премьер. Поэтому старый фонд и исчез из бюджета. Озабоченность Фоата Комарова Рустаму Минниханову понравилась настолько, что он предложил ему возглавить один из создаваемых фондов, если, конечно, депутат… “снимет свою поправку”. Бартер оказался выгоден для обеих сторон.
Поправки депутата Мамонтова касались в основном финансирования Казани, вернее, тех объектов, которые связаны с предстоящим тысячелетием города. Ни одна из них, несмотря на горячие выступления автора поправок, принята не была. Рустам Минниханов настаивал на том, что столица обижена не будет. Сегодня все дополнительные доходы республиканского бюджета идут на строительство моста “Миллениум”, дороги в аэропорт, метро. “Каждый год перед принятием бюджета мы встречаемся с главой администрации Казани у Президента и обсуждаем эти вопросы. Казань без денег никогда не оставалась”, – успокоил депутатов премьер. С другой стороны, он поинтересовался: где взять дополнительные деньги, которые депутат просит для Казани? Мамонтов и тут нашел выход: забрать их у Нижнекамска и Альметьевска (имеются в виду финансы, которые причитаются регионам-донорам). Такой подход вызвал возмущение в зале и тут же был отклонен.
Не менее настойчиво хлопотал (нет, не за Казань) за жилищно-коммунальное хозяйство депутат Батайкин. Он просил денег на перестройку отрасли, на текущие крыши и трубы, на рекламу реформ ЖКХ в средствах массовой информации. Озабоченность депутата понятна, непонятно только, насколько эффективно расходуются уже выделенные деньги. Большая часть капитальных вложений, напомнил Рустам Минниханов, направляется в жилищно-коммунальное хозяйство, а трубы и крыши текут по-прежнему. Научитесь эффективно использовать то, что имеете, а потом просите еще, было его резюме.
Немало поправок депутатов было связано с финансированием отдельных мероприятий. Парламентарии просили денег на увеличение гонорара писателям и тележурналистам (причем даже коммерческих каналов), на издание книг, альбомов, проведение семинаров, фестивалей и конкурсов, на поддержку уже закрытых институтов и клубов. Где взять на все деньги? – спросил премьер. Денег много не бывает, их всегда не хватает, давайте выбирать главные статьи расходов. Что касается проблем детей, то Правительство всегда находило возможность поддержать и фестивали, и конкурсы, и талантливую молодежь. Но зачем же все это писать в бюджет? Бюджет – это не смета расходов, напомнил премьер, а главный финансовый документ республики.
В итоге после почти пятичасового обсуждения комитет рассмотрел все поданные поправки. Теперь они будут предложены депутатам на сессии: одни в качестве одобренных комитетом, другие – в виде неодобренных. Последние могут быть приняты парламентом, если их авторы сумеют доказать Госсовету свою правоту.