О предстоящем кардинальном реформировании жилищно-коммунального хозяйства Татарстана шла вчера речь в Кабинете Министров на совещании с участием Президента Минтимера Шаймиева и Председателя Госсовета Фарида Мухаметшина, руководителей министерств и ведомств, глав администраций городов и районов республики. Вел совещание Премьер-министр Рустам Минниханов.
Пути различны, цель одна
Почему, несмотря на постоянное повышение квартплаты, качество оказываемых коммунальных услуг, по большому счету, у нас не меняется, а порой и вовсе падает? Этими вопросами озадачены не только население, но и власти. Быть может, дело в том, что предоставляют услуги в основном все те же слабосильные организации, мало в чем изменившиеся с застойных времен. А по сути так и оставшиеся “островком социализма”.
В последнее время на всех уровнях активно обсуждаются варианты реформирования предприятий тепловых сетей, водопроводно-канализационного хозяйства, сельских меж-отраслевых производственных предприятий ЖКХ. И, по словам премьера, до начала нового года процессы их преобразования должны быть завершены. Оно и понятно: в соответствии с решениями федерального Правительства с будущего года население переводится на стопроцентную оплату ЖК-услуг, а качественно оказывать их в состоянии лишь крепкие поставщики. Но чтобы коммунальные предприятия укрепить, необходимо к этому делу подключить инвесторов.
На сегодняшний день процедуры реформирования разработаны для 139 из 144 предприятий, расположенных в 44 административных субъектах республики (Казань выделена в отдельную схему), сообщил министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Хуснуллин. Чтобы привлечь инвесторов в ЖК-сферу, Правительство республики предлагает отдать им 75 минус 1 процент акций предприятий, а у государства оставить 25 плюс 1 процент. Однако власти некоторых городов и районов приняли решение оставить в собственности местных органов контрольный пакет акций – 51 процент, что, естественно, может отпугнуть потенциальных инвесторов. По мнению М.Шаймиева, если компания, проявившая интерес к коммунальному предприятию, вызывает доверие, можно передать ей все сто процентов его акций. В конце концов, не надо управлять ЖКХ, лучше найти для этого хорошего управленца.
Преобразования водоканалов нужно проводить особенным образом, сказал министр, а именно – в совокупности имущества, состоящего из водозаборов, сетей, котельных, насосных станций, очистных сооружений и прочего оборудования. Таким образом был приватизирован водоканал Нижнекамска, теперь это ОАО “Водопроводно-канализационное, энергетическое хозяйство”. Из тринадцати предприятий, где идет процедура акционирования, по одиннадцати планы приватизации составлены с учетом включения инженерной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и уже готовы к утверждению.
Реформирование предприятий тепловых сетей должно осуществляться обязательно с учетом мнения структур, готовых выступить в качестве инвесторов.
А вот из сельских межотраслевых производственных предприятий ЖКХ сначала необходимо вывести бизнес по оказанию коммунальных услуг, поскольку коммунальщики за счет своих доходов покрывают затраты на оказание других, убыточных услуг. Целесообразность реорганизации МПП путем разделения продиктована тем, что с будущего года субсидии будут выделяться не предприятиям ЖКХ, а конкретным потребителям, население станет оплачивать полную стоимость жилищно-коммунальных услуг. Поэтому необходимо обеспечить прозрачность затрат предприятий. В противном случае население может отказаться от погашения “непрофильных” расходов.
Варианты преобразований МПП различны: помимо разделения, предлагаются акционирование и банкротство. Кроме того, процесс оздоровления сферы ЖКХ включает в себя и такие формы, как ликвидация организаций, сохранение их в качестве государственных унитарных предприятий, учреждение дочерних обществ. Как сказал министр земельных и имущественных отношений РТ Валерий Васильев, в каждом конкретном случае определяется своя схема реформирования предприятия, наиболее подходящая для него.
В качестве инвесторов предложено выступить компаниям топливно-энергетического комплекса республики, к примеру, “Таттрансгазу”, “Тат-энерго”, крупнейшим банкам. Но пока большая часть представителей солидных структур не спешит входить в жилищно-коммунальное поле. Основная причина – критически низкая доходность отрасли, ограниченная пятипроцентная рентабельность, заложенная в тарифах. Чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, нужно незамедлительно утвердить будущие тарифы, четко отработать схему предоставления ЖК-субсидий и определить “правила игры” при привлечении в отрасль богатых компаний. Оказывать помощь в приобретении по лизинговой схеме оборудования для модернизации производства, за счет государства компенсировать часть затрат по низкодоходным услугам и так далее.
Одним из основных путей повышения качества предоставляемых услуг М.Хуснуллин считает создание товариществ собственников жилья, которые должны взять на себя эксплуатацию жилищного фонда. Однако нужно решить вопрос финансирования мероприятий по созданию ТСЖ, в том числе на проведение инвентаризации и стоимостной оценки жилищного фонда. Учитывая, что пока жилищный фонд находится в собственности государства, а власти республики сами инициируют передачу этого имущества в собственность ТСЖ, предлагается на проведение процедуры создания товариществ выделить из бюджета 7 млн. рублей в год. Сумма не такая уж большая, если учесть, что в республике 21 тысяча жилых домов.
С субсидиями не так все просто
В декабре в дома татарстанцев должны принести по две ноябрьские платежки: одна из них – текущая, по которой нужно оплатить жилье, другая – прогнозная, то есть показывающая, какую квартплату следует ожидать в будущем году, а также на какие субсидии можно рассчитывать, какие документы для этого необходимо подготовить и куда с ними обратиться.
В связи с предстоящим резким повышением тарифов количество граждан, которые могут надеяться на материальную помощь государства в виде жилищно-коммунальных субсидий, кратно возрастет. Новый год еще не наступил, но руководство республики опасается, что могут возникнуть проблемы с выплатой ЖК-субсидий льготным категориям населения, которые финансируются федеральным центром (а представителей таковых в Татарстане свыше 400 тысяч человек). На это дело Правительство РФ планирует выделить нашим льготникам в 2005 году лишь 626 млн. рублей, хотя реальная потребность составляет 1,5 млрд. рублей, констатировал первый заместитель министра социальной защиты РТ Гумар Гарифов.
Чтобы решить эту проблему, Премьер-министр Р.Минниханов предложил подготовить в адрес российского Правительства соответствующее письмо. Не мы придумали закон, сказал М.Шаймиев, и федеральный центр обязан выполнять свои обязательства.
Всего же, по подсчетам специалистов, в следующем году будут получать субсидии-льготы на оплату ЖКУ 795 тысяч татарстанцев, плюс свыше 300 тысяч малообеспеченных жителей республики имеют право на ЖК-субсидии – это почти в 10 раз больше, чем в нынешнем году. Все выплаты будут перечисляться на банковские вкладные счета граждан или по месту получения пенсий. Подготовка личных дел на получателей – огромная работа, которая ложится дополнительным грузом на плечи сотрудников социальных органов. Поэтому постановлением Кабмина предусмотрено выделение местным собесам дополнительных штатных единиц, а также финансовых средств на приобретение оргтехники и модернизацию компьютерного программного обеспечения.
Несмотря на трудоемкость, затратность и проблемность предстоящих нововведений, все татарстанцы, которые имеют право на государственную поддержку, получат ее. По словам премьера, в декабре органы соцзащиты будут заранее авансированы, чтобы уже в январе люди получили причитающиеся им жилищно-коммунальные субсидии.