С 1 ноября и хлеб, и молоко подорожают на 10-14 процентов. Эту новость вчера представителям СМИ сообщили руководители ОАО “Объединенная хлебная компания” и “Татарстан сэте”.
Хорошо осознавая, с какой “радостью” это решение будет воспринято потребителями жизненно необходимых продуктов, организаторы брифинга пригласили на встречу довольно широкий круг ответственных лиц из министерств экономики и промышленности, торговли и внешнеэкономического сотрудничества, сельского хозяйства и продовольствия, Госкомитета РТ по статистике и АИКБ “Татфондбанк”.
– С октября меня стали донимать мукомолы, приучая к мысли, что как только в производство пойдет мука нового урожая, цена ее изменится в сторону повышения. В среднем она повысится от 8 до 14 процентов, – начал разговор генеральный директор хлебной компании Талгат Замалеев.
Доля этой компании на рынке хлебопечения Татарстана составляет 25,8 процента, а на рынке Казани – 87. А это значит, что повышение цены на хлеб в основном отразится на кошельке казанцев. Хотя, согласитесь, надежда на щедрость других хлебопроизводителей не так уж и велика. Они наверняка тоже пересмотрят цены, даже если и будут пускать в производство более дешевое сырье, приобретенное не у татарстанских мукомолов.
В себестоимости хлеба стоимость сырья занимает от 30 до 40 процентов. 17 процентов падает на зарплату, а она у работников этой компании в среднем составляет 5152 рубля, что на 400 рублей ниже средней по республике. “Приплюсуйте сюда крайне тяжелый труд у печей, где температура доходит до 40 градусов, работу в выходные и праздничные дни, и вы поймете, почему у нас так высока текучесть кадров – 33 процента”, – приводит все новые и новые аргументы в пользу необходимости поднять цены на хлеб Т. Замалеев. Естественно, он не забыл упомянуть и постоянно растущие цены на энергоносители, бензин. Представители “Татарстан сэте” добавили к этому и выросшие на 25 процентов расходы на упаковочную тару молочных изделий.
Как и хлебопекам, производителям молочной продукции живется непросто. Как сказал заместитель генерального директора ОАО “Татарстан сэте” Зуфар Рашидов, ситуация крайне обострилась из-за того, что в соседних регионах получение молочного сырья резко снизилось. Началась интервенция переработчиков-чужаков, которые скупают наше сырье по ценам выше закупочных. За пределы республики уже ушло более 300 тонн молока. Ясно, что сдержать эту утечку способно лишь повышение закупочной цены на нашей территории. С начала года эти цены повышались на 20 процентов уже четыре раза, а вот оптово-отпускная цена поднималась медленно, оставляя производителей молочной продукции в убытке.
Вот такой неутешительный расклад. И, согласитесь, руководителей предприятий в их намерении принять непопулярные, но направленные на собственное выживание меры, в общем-то, можно понять. Понять и утешиться хотя бы тем, что на днях хлебопеки предложат нам новые сорта высококачественного хлеба, а цены на сыры и сливочное масло повышаться пока не будут. Но, думается, и эта оптимистичная добавка мало кого отвлечет от грустных мыслей о том, как сводить концы с концами при новом витке цен на хлеб насущный. Ведь, как сообщила начальник отдела Министерства экономики и промышленности Татьяна Федорова, никаких дополнительных мер социальной защиты, кроме уже обещанной монетизации и повышения окладов бюджетникам на 20 процентов, не планируется.