Предстоящая приватизация предприятий пассажирского автотранспорта – уже ни для кого не новость. Об этом начали говорить несколько месяцев назад. Недавно состоялась коллегия Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, на которой подробно рассматривался именно этот вопрос. На недавнем традиционном брифинге в Кабинете Министров РТ вновь была затронута эта проблема. Правительство через средства массовой информации пытается объяснить людям, почему власти вынуждены административным путем втягивать автотранспортные предприятия в рыночные отношения.
По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Павла Чернова, такой шаг продиктован общей установкой федеральных властей: государство должно уйти из тех сфер экономики, где его присутствие необязательно. Автомобильный транспорт к стратегическим отраслям никак не относится, поэтому зачем государству там присутствовать? Сегодня в Татарстане действуют 39 предприятий автотранспорта с государственной долей и три муниципальных автотранспортных предприятия в Казани. Имеется и ассоциация “Татавтотранс”, в состав которой входит 32 предприятия. Словом, “перевозчиков” в республике много, и государство намерено их всех отправить в свободное плавание.
Вторая причина столь резкого шага – изменение системы выплаты льгот в стране. Если прежде льготники имели право бесплатного проезда (а автопредприятия взамен имели дотации из бюджетов разного уровня – в сумме выходило около одного миллиарда рублей в целом по республике), то теперь малообеспеченные граждане получат свои льготы в виде вполне осязаемых рублей. В этой ситуации автотранспортным предприятиям компенсации выдаваться не будут: всю выручку им придется собирать с пассажиров, независимо от содержания их кошелька. Павел Чернов признал, что при таком раскладе может произойти снижение объемов пассажирских перевозок: пенсионеры лишний раз подумают, на что потратить деньги – на лекарства или на поездку в автобусе. С другой стороны, представитель министерства не выразил большой обеспокоенности по поводу возможного повышения тарифов на пассажирские перевозки. Во-первых, “загибать” цены не позволит конкуренция в отрасли – не будут ездить на слишком дорогих автобусах, подождут более приемлемый транспорт, а во-вторых, местные органы власти имеют право регулировать тарифы, устанавливать “потолки”. Другой вопрос – захотят ли муниципалитеты воспользоваться своим правом?
Журналисты поинтересовались: не приведет ли приватизация к сокращению внутриреспубликанских перевозок, особенно на селе? Такое возможно, согласился Павел Чернов, особенно если учесть, что перевозки в сельской местности в принципе были убыточными и компенсировались за счет городских маршрутов. В условиях частной собственности перекрестного субсидирования уже не будет. Выход тут один: местные власти должны поставить перед инвесторами условие, например: в течение пяти лет не сокращать число маршрутов и объемы перевозок. У них есть право регулировать подобные вопросы.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ предлагает несколько вариантов приватизации предприятий пассажирского автотранспорта. Возможны продажа госпакетов акций каждого, укрупнение предприятий путем слияния (и затем продажа), “Татавтотранс” можно продать одним лотом и одному инвестору, а можно создать в структуре корпорации управляющие компании. Павел Чернов подчеркнул, что вариантов много, все они имеют право на жизнь. Каким путем пойдет Правительство, станет известно в самое ближайшее время. И думаю, мы очень скоро узнаем и о том, в чьих руках окажется автотранспорт республики. Хотелось бы верить, что в надежных.