Содоклад председателя Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Илсура Сафиуллина

Бюджетная стратегия, предложенная на 2005 год, сохраняет подходы и приоритеты, применявшиеся при разработке бюджетов последних лет, – сбалансированность бюджета, выполнение долговых обязательств республики – и направлена на поддержание общей макроэкономической стабильности.

Бюджетная стратегия, предложенная на 2005 год, сохраняет подходы и приоритеты, применявшиеся при разработке бюджетов последних лет, – сбалансированность бюджета, выполнение долговых обязательств республики – и направлена на поддержание общей макроэкономической стабильности.


Проект бюджета сформирован с учетом начатых в 2004 году фундаментальных структурных реформ федеративных отношений и местного самоуправления, изменения форм предоставления социальных льгот путем перевода в денежную форму перехода к стопроцентной оплате услуг ЖКХ населения и продолжения изменения налогового законодательства в сторону снижения налоговой нагрузки на экономику.


Проведение реформ в различных областях требует значительных средств бюджета, и такие средства в бюджете 2005 года, как отмечает комитет, обеспечиваются. В целом конструкция бюджета заслуживает одобрения и обладает запасом прочности. И основные параметры прогноза и проекта бюджета вполне реалистичны и выполнимы.


Высокие темпы экономического роста сейчас уже не связаны напрямую, как это было в предыдущие годы, с низкой базой прошлых лет, а благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, которую мы наблюдаем в этом году, поддержана факторами внутреннего роста, которые сформировались на основе увеличения реальной заработной платы граждан и активизации инвестиционного процесса в промышленности.


Предполагается дальнейший рост инвестиций в следующем году. Доходы населения также будут увеличиваться опережающими темпами, прогнозируется их рост на 10,8 процента.


Таким образом, в 2005 году, по нашему прогнозу, экономика будет расти в первую очередь за счет повышения внутреннего спроса.


Говоря о доходах бюджета Татарстана на 2005 год, докладчик отметил, что по ряду доходов имеются внутренние резервы их роста, которые могут быть увеличены в ходе исполнения бюджета при условии более эффективных действий Правительства.


Общая сумма доходов бюджета республики на 2005 год определена в сумме 43 млрд. 508 млн. 878 тыс. рублей. По сравнению с доходами, утвержденными на 2004 год, они вырастают на 2 млрд. 364 млн. 989 тыс. рублей.


В 2005 году будет продолжено снижение налогового бремени на экономику, играющего ключевую роль в стимулировании экономического роста.


Основные изменения федерального законодательства в области доходов, учтенные в прогнозе консолидированного бюджета республики на 2005 год, заключаются в следующем.


Предусматривается централизация в федеральном бюджете полуторапроцентной ставки налога на прибыль организаций (ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет республики, уменьшится с 19% до 17,5%).


Зачисление в полном объеме в федеральный бюджет вводимого водного налога и 95% поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых по нефти (норматив зачисления данного налога в бюджет республики уменьшится с 14,4% до 5%).


Снижается максимальная ставка единого социального налога с 35,6% до 26%. За счет этого снижения прогнозируются увеличение средств, направляемых на оплату труда и, следовательно, рост налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.


Это не просто снижение налогов, а важный структурный маневр, который обеспечит снижение нагрузки на предприятия обрабатывающих секторов за счет изъятия большей части природной ренты добывающих отраслей, что пока не в пользу республиканского бюджета.


Снижение налогового бремени на фонд оплаты труда необходимо подкрепить мерами стимулирования инвестиционной активности и тогда рассчитывать на больший эффект этой меры.


Увеличены ставки акцизов на подакцизные товары на 13% по пиву, 8% – по спирту, нефтепродуктам, алкогольной продукции. Предполагается, что это даст дополнительно 357 млн.рублей.


Базовая доходность по единому налогу на вмененный доход увеличена в 1,5 раза, ожидается, что это даст дополнительно 440 млн.рублей, налог в размере 90% зачисляется в местные бюджеты.


Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами и полностью зачисляются в бюджеты районов и городов.


Налог на доходы физических лиц в 2005 году является регулирующим и зачисляется в бюджеты районов и городов по дифференцированным нормативам в зависимости от потенциала конкретного района, города.


Налог по упрощенной системе налогообложения будет полностью зачисляться в бюджет республики.


Несмотря на то, что налог на имущество организаций – региональный налог, он выбран регулирующим между бюджетом Татарстана и местными бюджетами и в основном делится в пропорции 50% на 50%.


В связи с изменением федерального законодательства консолидированный бюджет Татарстана в 2005 году понесет потери на 4,1 млрд. рублей (в 2004 году потери составляли 3 млрд. рублей).


Если вести речь о расходах республиканского бюджета на 2005 год, то бюджетная политика здесь основана на необходимости финансового обеспечения государственных обязательств по вопросам социально-экономического развития, необходимости решения задач по обеспечению государством базовых услуг, сокращению социального неравенства.


В связи с существенными изменениями бюджетной классификации расходы бюджета республики на 2005 год не в полной мере сопоставимы с соответствующими данными за предыдущие годы.


Однако, несмотря на это, можно сделать следующие общие выводы о динамике бюджетных расходов.


Общий объем расходов республиканского бюджета на 2005 год запланирован в размере 45 млрд. 558 млн. 816 тыс. рублей. По сравнению с 2004 годом расходы увеличились на 1 млрд. 354 млн. 838 тыс. рублей.


При проектировке объемных показателей по расходам на 2005 год применены повышающие коэффициенты к базовым прогнозам текущего года: заработная плата – 118%; электроэнергия – 112,2%; газ – 123%; водоснабжение – 114,5%; теплоснабжение – 120,3%.


Остальные статьи текущих расходов сохраняются на уровне прогнозов 2004 года.


Бюджет 2005 года является началом проведения кардинальной реформы бюджетной системы, имеющей три главных направления. Хотя они и не бесспорны.


Первое направление. В этом году сделан большой шаг по пути реформирования системы расходных полномочий. Приняты важнейшие законы по разграничению полномочий, внесению изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы. Эти законы не только разграничивают полномочия между уровнями бюджетов, но отменяют нефинансируемые мандаты и осуществляют замену натуральных льгот денежными выплатами.


Второе направление. В последние годы бюджетный процесс, по сути, сводился к простой индексации бюджетных расходов. Дальнейшее направление бюджетной реформы – это переход от планирования затрат к программно-целевым методам бюджетного планирования. Это смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами или затратами на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса.


В ходе исполнения бюджета 2005 года Правительству необходимо определиться в целях и показателях деятельности министерств. Это позволит обеспечить прозрачный контроль для достижения целей и задач, поставленных Президентом перед Правительством.


Третье ключевое направление бюджетной реформы касается прежде всего реформы бюджетной сети. В ее рамках Правительство проводит масштабную реструктуризацию огромной сети бюджетных учреждений, меняя порядок их финансирования и статус значительной части таких учреждений.


Учитывая продолжающуюся централизацию в федеральном бюджете налоговых доходов, собираемых на территориях субъектов Российской Федерации, в 2005 году как на республиканском уровне, так и на местах необходимо будет отходить от капитальных вложений, и настало время вкладывать больше во врача, учителя, а не в здания. Повышение заработной платы работающих в бюджетной сфере должно стать основной задачей Правительства и Госсовета. От этого зависит успешное внедрение всех задуманных реформ. Необходимо продолжить мероприятия по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов. При этом сэкономленная от оптимизации расходов сумма средств будет полностью оставаться в распоряжении бюджетных учреждений, из них 80 процентов пойдут на повышение заработной платы и 20 процентов – на остальные расходы.


Бюджет является не только финансовым выражением, но и важнейшим инструментом реализации стратегических приоритетов государственной политики, определенных в Послании Президента РТ Государственному Совету. Это прежде всего такие цели, как устойчивый экономический рост, снижение инфляции, преодоление бедности.


Во время рассмотрения проекта закона “О бюджете Республики Татарстан на 2005 год” в комитетах Государственного Совета были высказаны замечания по поводу несоответствия некоторых материалов Бюджетному кодексу республики и отсутствия некоторых уточняющих данных. В частности, отсутствовала программа приватизации (продажи) государственного имущества.


Из года в год совместно с бюджетом не представлялись и не рассматривались бюджеты территориальных фондов социального страхования и пенсионного фонда.


Согласно ст. 8 Федерального закона “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений” органы государственной власти субъектов осуществляют бюджетные полномочия в части установления порядка составления и рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. В этом году среди дополнительных материалов есть предполагаемые бюджеты этих фондов, которые, по словам их руководителей, можно будет утвердить в декабре.


В ходе подготовки к рассмотрению проекта бюджета на сессии Государственного Совета все замечания комитетов и правового управления аппарата Госсовета были учтены.


В заключение И.Сафиуллин отметил, что Комитет Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам, основываясь на заключениях других комитетов и заключении правового управления, считает возможным рекомендовать Государственному Совету РТ принять проект закона “О бюджете Республики Татарстан на 2005 год” в первом чтении.


В случае принятия законопроекта в первом чтении докладчик предложил установить, что поправки ко второму чтению представляются до 19 октября 2004 года, чтобы комитет, рассмотрев их, мог вынести во втором чтении проект закона о бюджете на рассмотрение сессии Государственного Совета РТ 13 ноября.


 


Доклад публикуется в изложении с незначительными сокращениями.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще