Счетная палата РТ подготовила свое первое заключение на проект бюджета Республики Татарстан на 2005 год. Впервые в истории бюджетного законодательства Татарстана проект главного финансового документа республики прошел независимую экспертизу.
На тридцати страницах заключения Счетной палаты подробно анализируются все разделы проекта бюджета-2005. Прежде всего отмечается его социальная направленность. В документе предусмотрены поддержка молодых специалистов, увеличение на 20 процентов заработной платы в бюджетной сфере с одновременным сохранением компенсационных выплат, 25-процентная доплата сельским бюджетникам и доплата учителям за классное руководство. Кроме того, 339 млн. рублей предложено направить на оплату льготного школьного питания, несмотря на его отмену федеральным законом во всех регионах Российской Федерации. Наконец, более 8 млрд. рублей потребуется на монетизацию льгот в Татарстане для реализации закона об адресной социальной поддержке населения.
Вместе с тем, исходя из анализа прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 год, разработанного в соответствии с задачами, поставленными в Послании Президента РТ Госсовету республики, Счетная палата заключила, что темпы роста основных социально-экономических показателей на следующий год (увеличение валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал, выпуска сельхозпродукции) не соответствуют тенденциям развития экономики республики в текущем году, а также не в полной мере способствуют достижению параметров, заложенных в основных направлениях стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002-2006 годы.
Обратила внимание Счетная палата и на ряд несоответствий проекта закона о бюджете-2005 бюджетным кодексам РФ и РТ. Отмечается также, что в проекте бюджета не представлена экономическая классификация его расходов, а отношения между бюджетом РТ и бюджетами районов и городов строятся с некоторыми нарушениями федерального законодательства.
Ряд замечаний Счетная палата высказала и по финансированию республиканских целевых программ. В частности, в проекте закона отсутствует обоснование включения в Республиканскую инвестиционную программу на 2005 год расходов на 3 млрд. рублей. А сокращение финансирования программы “Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы” не отвечает требованиям Послания Президента РТ. Отмечается также, что в 2005 году должны реализовываться еще более 20 республиканских программ, утвержденных Правительством РТ (их финансирование закладывается в сводных сметах министерств, ведомств и учреждений республики). Между тем согласно бюджетным кодексам РФ и РТ долгосрочные целевые программы (на срок более 3 лет), предполагающие финансирование за счет бюджетных средств, должны утверждаться законодательным (представительным) органом. В целях повышения прозрачности бюджета Республики Татарстан Счетная палата рекомендовала дополнить законопроект приложением, содержащим данные о финансировании республиканских программ с указанием статей бюджета, в которых заложены соответствующие средства.
– Это наш первый опыт работы с проектом бюджета Республики Татарстан, – сказал председатель Счетной палаты Алексей Демидов. – Последние годы бюджет имел ярко выраженную социальную направленность и формировался с дефицитом. Будущий финансовый год ожидается еще более сложным. Неудивительно, что Правительство осторожничает в своих прогнозах, стремясь заложить в бюджете-2005 определенный запас прочности. Для реализации социальной реформы в части замены льгот денежными выплатами ему необходимо принять более 20 нормативных актов, а выплаты должны начаться уже в январе. И поэтому правительственный карман не должен быть пустым. В целом же, на мой взгляд, проект республиканского бюджета на 2005 год является сбалансированным документом, отвечающим требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и Татарстана.
Ильшат РАКИПОВ,
пресс-секретарь председателя Счетной палаты РТ.