Нефтехимия: набор высоты продолжается

Как уже сообщалось, 21 сентября в Москве при участии президентов России – Владимира Путина и Южной Кореи – Но Му Хена было подписано соглашение между “Татарстано-Корейской нефтехимической компанией” и компанией “LG International” о создании в Нижнекамске мощного нефтехимического комплекса.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Как уже сообщалось, 21 сентября в Москве при участии президентов России – Владимира Путина и Южной Кореи – Но Му Хена было подписано соглашение между “Татарстано-Корейской нефтехимической компанией” и компанией “LG International” о создании в Нижнекамске мощного нефтехимического комплекса. Лидеры двух государств своим присутствием как бы благословили планы крупнейших предприятий Татарстана и Южной Кореи по развитию нефтехимической отрасли. Двумя днями позже в Нижнекамске на месте будущего завода вспененного полистирола (он является одним из объектов комплекса) была заложена капсула с посланием к потомкам. С этого торжественного момента, можно полагать, начался отсчет времени, отпущенного на сооружение новых производств.


Участники

За длинным названием “Татарстано-Корейской нефтехимической компании” скрываются известные всем лица. Это предприятие было создано в последний день 2003 года несколькими учредителями: акционерными обществами “Татнефть” (45,45 процента уставного капитала), “Нижнекамскнефтехим” (36,37 процента), “Связьинвестнефтехим” (9,09 процента) и “LG International” (9,09 процента). ОАО “Связьинвестнефтехим” – это государственный холдинг, в уставный капитал которого Правительством были переданы госпакеты акций крупнейших нефтехимических предприятий республики.


Южнокорейскую компанию “LG International” долго представлять не нужно. Единственно добавим, что, кроме бытовых приборов и компьютеров, известных в нашей стране, предприятие занимается торговлей, энергетикой, информационными технологиями, химией и нефтехимией, металлургией. Компания строила нефтехимические заводы в Катаре, Иране, Турции, Омане и на Тайване.


Что касается “Татнефти” и “Нижнекамскнефтехима”, то давно известно стремление этих предприятий создать современное нефтеперерабатывающее производство, которое бы обеспечивало сырьем республиканскую нефтехимию и обезопасило бы экономику наших гигантов от резких колебаний цен на нефть на мировом рынке.


Планы

Итак, что же мы будем строить в Нижнекамске в ближайшие пять-шесть лет? Во-первых, нефтеперерабатывающий завод мощностью семь миллионов тонн нефти в год. Это предприятие ориентировано на переработку в основном высокосернистой нефти, доля которой в республиканской добыче будет с каждым годом возрастать. Добавим, что общие мощности нефтепереработки после ввода нового производства составят 14 миллионов тонн нефти в год (в Нижнекамске уже действует один НПЗ, перерабатывающий семь миллионов тонн сырья в год).


Кроме названного завода, в городе планируется построить завод по производству вспененного полистирола (этот материал можно использовать, например, как сырье для производства изоляционных блоков в строительстве) мощностью 40 тысяч тонн. В создаваемый комплекс войдет завод по выпуску линейного полиэтилена (этот продукт – новый для России, пока в нашей стране нигде не выпускается). Мощность завода – 200 тысяч тонн. Что касается создаваемых “полиэтиленовых” производств, то (с учетом роста производства полиэтилена в ОАО “Казаньоргсинтез”) Татарстан становится крупнейшим в России производителем этого материала. На втором этапе реализации проекта планируется построить завод по производству этилена (мощность 600 тысяч тонн в год). Словом, в Нижнекамске рождается мощнейший в стране нефтехимический узел, который выведет экономику республики на качественно новый уровень развития.


Деньги

Весь проект по созданию комплекса оценивается в три миллиарда долларов США. Инвестиционное соглашение, подписанное в Москве, рассчитано на сумму 1,7 миллиарда долларов США (именно столько “стоит” первый этап работ. В тот же день Премьер-министр РТ Рустам Минниханов и президент Корейского экспортно-импортного банка (КОЭКСИМ) Донг Кю Шин подписали меморандум о взаимопонимании. “Взаимопонимание” будет направлено на открытие для татарстанских компаний кредитной линии на сумму 1,3 миллиарда долларов США.


Второй этап оценивается в 1,2 миллиарда долларов США. Где будут найдены эти средства, пока не сообщается.


Что получим?

Ради чего республика замахнулась на столь крупномасштабный проект? Естественно, чтобы “убить сразу нескольких зайцев”. Во-первых, мы, с одной стороны, “пристроим” на своей территории сырую нефть (как минимум 14 миллионов тонн из 30 миллионов, добываемых в Татарстане), а с другой – обеспечим сырьем нефтехимические предприятия республики. Во-вторых, будет создан современный НПЗ, рассчитанный на переработку именно высокосернистой нефти. Таких заводов в России пока нет. В-третьих, мы страхуем республиканские предприятия и бюджет от возможных колебаний цен на нефть (цены на продукты нефтепереработки почему-то падают очень редко). В-четвертых, перерабатывая нефть в республике, мы увеличиваем объемы производства, расширяем налогооблагаемую базу. Чем большее число переделов нефти мы освоим, тем больше денег и рабочих мест получим. К тому же вырастет и добавленная стоимость регионального продукта, о чем так любят говорить в нашем Правительстве. Ну и, наконец, развивая эту отрасль, Татарстан намерен обрасти малыми и средними предприятиями, которые могли бы перерабатывать полимеры и завалить рынок России недорогими пластмассовыми изделиями. Пока же мы их ввозим из-за границы, а надо бы производить самим.


Словом, Татарстан концентрирует свои резервы и ресурсы в один мощный нефтехимический кулак. Сумеет ли он пробить окно на мировой рынок, поднять экономику республики на качественно новый уровень развития.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще