Госзаказ открыли. Но не для всех и не весь

В минувший вторник на традиционном брифинге в Кабинете Министров РТ журналистам вновь рассказали о положительных изменениях, которые произошли в системе распределения государственного заказа.

Автор статьи: Елена ТАРАН

В минувший вторник на традиционном брифинге в Кабинете Министров РТ журналистам вновь рассказали о положительных изменениях, которые произошли в системе распределения государственного заказа.


Генеральный директор Агентства по госзаказу Яков Геллер начал встречу с “громкой читки” статьи неизвестного автора, рассказывающей об эффективности электронных торгов в системе государственных закупок, в том числе и в зарубежных странах. Татарстан, как выяснилось уже из устного рассказа Якова Вениаминовича, в освоении прогрессивного механизма обогнал практически все регионы России. В течение двух месяцев предприятия и организации, желающие получить государственный заказ, участвуют в так называемых редукционах (аукционах наоборот, направленных на понижение цены). Следить за развитием событий могут все желающие – торги транслируются в режиме on-line. Результаты редукционов и конкурсов также не тайна: они “вывешиваются” на сайте агентства.


За истекший период, как сообщил Яков Геллер, было проведено 45 торгов, на которые выставлено 603 лота. Суммарная стартовая цена лотов – почти 41 миллион рублей. В общей сложности удалось сбить цены более чем на семь миллионов рублей. Таким образом, экономический эффект электронного распределения госзаказа составил 18 процентов. Наиболее активными участниками прогрессивных торгов стали министерства по делам молодежи, туризму и спорту, здравоохранения, образования и науки, культуры и юстиции. Добавим, что на столе у Премьер-министра РТ находится проект постановления Правительства, которое обязывает “пропускать” через электронные торги распределение госзаказа на приобретение расходных материалов, ремонт и содержание зданий и еще нескольких позиций товаров и услуг.


Журналисты предоставленной информацией были явно не удовлетворены и стали задавать не очень удобные вопросы. Например, какова доля электронных торгов, за которыми могут следить все желающие, в общем объеме государственных закупок. Оказалось, что Правительство открыло для общественности лишь небольшую частичку своих закупок. Если общий объем госзаказа, прошедший через агентство за восемь месяцев, составил 8 миллиардов рублей, то через электронные торги прошли закупки лишь на 30 миллионов рублей. Правда, Яков Вениаминович добавил, что доля закупок, сделанных на открытых конкурсах, возросла с 18 процентов (2002 год) до 64 процентов (2004). Но в суммарном рублевом выражении на открытых конкурсах было распределено лишь 50 процентов госзаказа.


Другой вопрос, ставший чуть ли не основным на пресс-конференции, – каким образом распределяется госзаказ на автомобили для министерств и ведомств, почему для руководящих работников закупаются именно иномарки, хотя на отечественных машинах ездить экономнее и… патриотичнее (именно государственные служащие должны показать пример реальной поддержки отечественного товаропроизводителя). Яков Геллер поставил под сомнение тезис о том, что российские автомобили экономнее зарубежных, заявив, что сам он ездит на “Волге” и ее содержание и ремонт требуют больших затрат. Иномарки использовать эффективнее (а может – удобнее и комфортабельнее?).


Выставлять лоты с автомобилями на редукционы, отметил руководитель агентства, не очень удобно, потому что соревнуются дилеры, а не сами компании-производители. В этом случае возможен сговор участников, и мы не достигнем желаемого результата. Следовательно, тут нужно искать другие формы работы. Яков Геллер не скрывал, что иномарки для ведомственных нужд закупаются в нескольких компаниях, в том числе в “Транстехсервисе” и “Нур-авто”. При этом цены на предлагаемые автомобили не всегда должны быть решающим фактором. Нужно внимательно смотреть на предлагаемые условия эксплуатации и обслуживания.


Под занавес встречи с журналистами глава агентства сообщил, что его организация полностью оправдывает свое содержание. Если экономический эффект от конкурсов составил 1,3 млрд. рублей, то содержание штата агентства обходится всего в восемь миллионов рублей в год. Так что игра (и электронная, и традиционная) стоит свеч.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще