Мостостроительный отряд № 113 ОАО “Волгомост” параллельно первой очереди мостового перехода через Каму у села Сорочьи Горы во второй раз соединил берега у ее притока – реки Архаровки. Завершен важный этап прокладки второй очереди одного из участков переправы, за сооружением которой в свое время следила вся республика. На этот раз торжественных церемоний по случаю надвижки металлического пролетного строения на опоры моста строители устраивать не стали. Последние метры, разделявшие берега Архаровки, преодолевались в будничной обстановке. Из посторонних присутствовали лишь спецкоры “РТ”.
– Лимит на праздники на стройке пока исчерпан, – с улыбкой пояснил главный инженер мостоотряда Виталий Голофаев.
Правда, адреналину монтажникам добавили представители ФСБ, за два дня до этого решившие проверить их бдительность. Сигнал тревоги “Мост заминирован” на полтора часа приостановил работу. Искали взрывчатку. “Она” оказалась в незаметно подвешенной к металлической ферме сумке. “Да разве таким количеством тола поднимешь стальную махину на воздух, – ворчали мостовики. – Тут надо сотни килограммов адской смеси, а серьезную диверсию охрана сразу бы обнаружила”.
Металлическое пролетное строение длиной 546 метров и весом 1500 тонн состоит из 27 блоков. Сборка блоков осуществлялась на левом берегу Архаровки на стапельной площадке, а затем эта стальная конструкция с помощью специального гидравлического толкающего устройства надвигалась на опоры моста. В шесть приемов. Сначала были соединены между собой семь блоков – таковы размеры стапеля. А потом к ним последовательно добавлялось по четыре блока.
– Вообще-то эта технология разработана давно, – рассказывает В.Голофаев. – Но сперва двигали пролетные строения на катках и лишь сравнительно недавно придумали скользящие устройства.
– А сколько времени заняли сборка и надвижка пролетного строения в целом? – спрашиваю я у главного инженера. Настроение у моего собеседника портится.
– Начали в прошлом году весной. Темп работ во многом зависит от финансирования стройки, а оно шло ни шатко ни валко. Парадокс: при сооружении первой очереди моста через Архаровку привезли металлические профили из Зеленодольска, смонтировали, надвинули пролетное строение и сдали в эксплуатацию за десять месяцев. Сейчас тот же объем работ выполняем уже полтора года.
– Но, может, Виталий Тимофеевич, завершение строительства моста сегодня не является актуальной проблемой?
– Как бы не так. Во-первых, любая замороженная стройка ведет к неоправданным затратам. Наши соседи – мостоотряд №13, возводивший первую очередь правобережной эстакады и моста через Каму, – уже полтора года как не работают. Бетонный завод встал, вахтовый поселок разрушен. Представьте себе, сколько нужно вложить средств, чтобы все это восстановить. А это рано или поздно произойдет. Ожидали, что интенсивность движения через мостовой переход будет 3 – 5 тысяч автомобилей в сутки, а она уже сегодня достигает 7 – 9 тысяч машин. Пропускная же способность одной “нитки” моста – 12 тысяч единиц транспорта. Скоро имеющийся резерв окажется исчерпанным. Без второй очереди моста не обойтись.
– Но какой смысл расширять отдельный участок мостового перехода, надо, наверное, этим заниматься на всем его протяжении?
– Согласен. Ситуация до известной степени повторяется. При строительстве первой очереди мостового перехода нас на Архаровке долго тормозили, все силы были брошены на мост через Каму. Но когда в него вложили уйму денег, заказчик понял, что, если не ускорить темпы работ на других участках переправы, инвестиции будут сделаны впустую. И вспомнил о нашем коллективе.
Если не в этом году, так в будущем мы сдадим в эксплуатацию вторую очередь закрепленной за нами части мостового перехода. Подойдем к Каме, а через нее перекинута лишь одна “нитка” моста. Как говорится, поставим вышестоящие инстанции перед фактом. Возможно, это заставит их найти финансы для завершения его строительства.
…Закончился обеденный перерыв. “По местам!” – раздается команда начальника участка, заслуженного строителя России и Татарстана Николая Терентьева. И бригада рассредоточивается вдоль пролетного строения, “хвост” которого сантиметр за сантиметром покидает стапельную площадку, а “голова” приближается к последней опоре на противоположном берегу Архаровки. Пока полукилометровая стальная конструкция жестко не зафиксирована на опорах, прогибаясь между ними под собственной тяжестью, она напоминает тело гигантского змея. Стройность пролетное строение окончательно обретет, когда на проезжую часть уложат 208 железобетонных плит, закрепив к металлическим балкам 19,5 тысячи высокопрочных болтов.
– Какие чувства испытываю после соединения берегов реки? – переспрашивает начальник мостоотряда №113 Александр Ливадченко. – Сделано большое и нужное дело. И это несмотря на то, что год выдался очень тяжелым. Стройка отвратительно финансировалась. В том числе и потому, что работали мы на субподряде у ЗАО “Волгоспецстрой”. Хотя за первую очередь мостового перехода, которую возводили, являясь генподрядчиками, получили ордена, медали. Высокая оценка Правительства вроде бы гарантировала мостоотряду победу в тендере и по второй очереди. Однако критерии торгов не всегда можно понять. Нынешний генподрядчик постоянно ходит в должниках перед нами, задерживает зарплату на полтора-два месяца. Поэтому чувство двоякое. С одной стороны, испытываешь радость оттого, что выстояли, завершили важный этап стройки. А с другой – боль, обиду за пренебрежительное отношение к мостостроителям. Сейчас нужно будет укладывать железобетонные плиты. При их изготовлении сметой заложено использование арматурной стали по цене 7-9 тысяч рублей за тонну. А она уже сейчас стоит около 20 тысяч рублей. Ясно, что в сметную стоимость мы не уложимся. Кто будет компенсировать наши убытки, вопрос остается открытым.
– Но мостостроители всегда были оптимистами…
– И остаются ими. Условия, в которых мы десять лет назад начинали стройку, все же не сравнить с нынешними. Тогда положение вообще было беспросветным. Тем не менее нашли из него выход. Получился прекрасный мост. Люди ездят, радуются. Для нас это высшая награда.
Темп работ во многом зависит от финансирования стройки, а оно оставляет желать лучшего