Слухи о золотой лопате сильно преувеличены…

Любопытная картина: цены на нефть достигли заоблачных высот, а руководители и специалисты нефтедобывающих предприятий, собравшиеся в Казани на пятый конгресс нефтегазопромышленников, бьют тревогу.

Автор статьи: Елена ТАРАН

information_items_1347366621

Любопытная картина: цены на нефть достигли заоблачных высот, а руководители и специалисты нефтедобывающих предприятий, собравшиеся в Казани на пятый конгресс нефтегазопромышленников, бьют тревогу. Ситуация в отрасли такова, что впору говорить не о развитии, а о сдаче завоеванных позиций. И высокие цены на нефть не могут обмануть людей знающих и сведущих: еще год-два – и добывающая промышленность не сможет конкурировать с компаниями Европы, США и Китая. Что же так тревожит специалистов, которые, казалось бы, должны хватать жар-птицу за хвост и выжимать из создавшегося положения все возможные дивиденды?


Сиюминутная выгода противоречит логике

Главная беда нефтяников – несоизмеримо высокие налоги на добычу полезных ископаемых и таможенные пошлины. Президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль заметил, что каждый дополнительно заработанный на высоких ценах рубль тут же уходит в федеральный бюджет. Минфин не заинтересован в том, чтобы у нефтяных компаний завелась лишняя копейка. Тем временем объемы геолого-разведочных работ резко упали по всей стране (за исключением Татарстана), а это означает, что у нефтяников нет будущего: запасы-то растут гораздо медленнее добычи.


Тревогу бьют и нефтедобывающие регионы. С каждым годом Центр отбирает у местных бюджетов все большую часть налога на добычу полезных ископаемых. Но экологические проблемы приходится решать регионам, а не федеральному центру. И слухи о том, что лопаты у нефтяников золотые, сильно преувеличины.


Руководители большинства нефтяных компаний предлагают Правительству принять дифференцированный налог на добычу полезных ископаемых. Даже человеку, далекому от проблем отрасли, понятно, что себестоимость нефти, добытой на старом и молодом месторождении, в средней полосе и на Крайнем Севере, неодинакова. Почему же Правительство пытается с “разной” нефти взять одинаковый налог?


Государственный советник при Президенте РТ Ренат Муслимов сообщил журналистам, что после встречи Владимира Путина и Минтимера Шаймиева было решено вновь вернуться к обсуждению этого вопроса. Президент России дал поручение Минфину и Минпромэнерго РФ разработать предложения по дифференциации налогообложения. Создана рабочая группа, куда вошли представители всех нефтяных компаний и заинтересованных ведомств. И уже к марту 2005 года группа должна представить общественности свои соображения. Найти компромисс будет трудно: компании, работающие на новых месторождениях (“Сибнефть” и ЮКОС), никогда не поймут своих коллег, добывающих нефть на выработанных территориях. Тем не менее Ренат Муслимов высказался вполне определенно: дифференцированное налогообложение будет введено – другого пути для развития отрасли нет.


Что касается банка качества нефти, за который так ратуют компании, работающие с девонской нефтью, то он, скорее всего, будет введен к 2007 году. Но если Правительство и Госдума России утвердят дифференцированный налог на добычу полезных ископаемых, то банк качества не повлияет на финансовое положение “Татнефти” (а у компании высока доля добычи сернистой нефти). “Мы выйдем из этой ситуации “по нулям”, – заверил Ренат Муслимов.


“Мы показали, как нужно работать”

Татарстан не допустил значительных темпов падения добычи нефти, хотя в России они упали практически в два раза по сравнению с дореформенным периодом. Республика сумела быстро преодолеть этот кризис и из года в год наращивала темпы добычи. В 2004 году мы планируем добыть 30 миллионов тонн нефти, сообщил Ренат Муслимов участникам конгресса. Если бы не разумная политика Правительства РТ, то сегодня добыча не превышала бы 14 млн. тонн.


Что же было сделано за последние десять лет? Во-первых, несмотря на нехватку средств, Татарстан постоянно наращивал запасы нефти, проводил их переоценку. В результате обеспеченность республики запасами углеводородного сырья в 1,7 раза выше, чем в среднем по России. За десятилетие наши запасы возросли на 21 процент. Более того, заметил государственный советник, в Татарстане, как выяснилось, нет бесперспективных земель.


Во-вторых, “Татнефть” внедряла прогрессивные методы повышения нефтеотдачи пластов, которыми сегодня пользуется вся Россия.


Ну и наконец, Правительство республики еще несколько лет назад продемонстрировало всем, что разумная налоговая политика может приносить благо и бюджету, и нефтяной компании, и населению. В своем докладе на конгрессе Премьер-министр РТ Рустам Минниханов вспомнил о временах, когда республика предоставила налоговые льготы для малорентабельных скважин. В результате была обеспечена сверхплановая добыча нефти, заработали 10 тысяч скважин, появилось 18 тысяч рабочих мест. Сегодня республика не имеет возможности пойти на такие льготы, но что мешает федеральному центру изучить этот опыт? Наверное, непреодолимое желание обеспечить профицит российского бюджета – вопреки здравой логике.


“Дело ЮКОСа” тревожит нефтяников

На состоявшейся пресс-конференции журналисты не могли не спросить мнение руководителей Союза нефтегазопромышленников о “деле ЮКОСа”. Президент этой авторитетной организации Геннадий Шмаль полагает, что есть два “дела”: высших управленцев этой компании и самого ЮКОСа. Что касается Ходорковского и его коллег, то тут пусть разбирается суд. А вот крупнейшую нефтяную компанию России банкротить нельзя. Государство от этого только потеряет: и налоги, и объемы добычи, и рабочие места. Тем более что ряд городов Сибири работал только на ЮКОС. В этой компании были разработаны крупные социальные программы, в том числе переселения людей с северных земель. Сейчас созданные фонды заморожены и реальные проекты поставлены под угрозу.


С другой стороны, добавил Ренат Муслимов, ЮКОС слишком сильно лоббировал свои интересы в той же Государственной Думе. Когда мы приходили туда со своими предложениями, рассказал Ренат Халиуллович, нас отправляли к руководителю профильного комитета, который и не скрывал, что он человек ЮКОСа. Сейчас, когда ситуация изменилась, руководители нефтяных компаний высказали (то ли в шутку, то ли всерьез) предложение, что нужно составить график внесения изменений и дополнений в законы, которые были разработаны и приняты с участием “человека ЮКОСа”.


Словом, судебный процесс над Ходорковским по-прежнему остается серьезным раздражителем для его коллег. “Дело ЮКОСа” как бы показывает, что во всем нужно знать меру – и в применении схем ухода от налогов, и в лоббировании своих интересов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще