Сразу два вопроса – уровень охвата республики сотовой связью и качества последней, а также перспективы развития “Татспиртпрома” обсуждались на состоявшемся в минувший вторник брифинге в Кабинете Министров РТ.
Мобильники стали сегодня неотъемлемой частью будничной экипировки не только людей обеспеченных. Как сообщил журналистам начальник Управления федеральной службы по надзору в сфере связи по РТ Анвар Валеев, в течение следующего года компании, предоставляющие услуги сотовой связи в Татарстане, планируют довести монтированную емкость до 2,2 миллиона номеров, а уровень проникновения связи – до 60-70 процентов.
Сегодня на татарстанском рынке сотовой связи успешно трудятся семь операторов – Таиф-Телком, Вымпелком-Регион, МСС-Поволжье, Татинком-Т, Смартс, МетроТелКазань и Стелс. В зоне действия сотовой связи находятся все крупные города и населенные пункты Татарстана. Всего за шесть месяцев этого года охват республики сотовой связью увеличился с 22,1 до 28,6 процента. Сегодня Татарстан – лидер среди регионов России по этому показателю. Сейчас у нас около
1 миллиона 80 тысяч владельцев мобильных телефонов – больше, чем абонентов проводной связи. Заменит ли сотовая связь проводную?
Кстати, у обладателей мобильников часто возникают проблемы с вызовом экстренных служб. Допустим, вы стали свидетелем ДТП на дороге и хотели бы помочь пострадавшим – вызвать “03” и милицию. Получается не всегда… Как пояснил Анвар Касымович, вовсе не обязательно набирать две привычные цифры. В память каждого мобильного аппарата заложен номер “112” – аварийный. По нему можно сообщить о случившемся и вызвать помощь. Причем по “112” можно связаться с оператором, даже если в телефонном аппарате нет SIM-карты.
Сотовики не намерены останавливаться на достигнутом: в настоящий момент у нас развернуты и эксплуатируются более 760 базовых станций, 10 центров коммутации подвижной связи общей емкостью 1,342 тысячи номеров, а к концу этого года планируется ввести еще 584,5 тысячи, и чуть менее 60 процентов плана уже выполнено.
Но, несмотря на высокие темпы роста, работу сотовых компаний нельзя назвать безупречной. К примеру, компании, как правило, действуют разрозненно и стараются работать “феодальным” способом. В результате получается, что базовые станции двух-трех компаний расположены в сотне-другой метров друг от друга. Может, есть смысл скооперироваться и использовать станции и радиорелейное оборудование совместно?
Но самое неприятное, по словам Анвара Валеева, что на счету практически всех компаний пока есть базовые станции, уже действующие, но не сданные в эксплуатацию и не принятые должным образом. Да что там не принятые – даже разрешения на строительство порой не имеющие. И к тому же по- пиратски, без соответствующего разрешения, использующие частотные каналы. Понятно, в этом случае возникают проблемы с качеством связи. Например, по данным Минсвязи, без разрешительных документов работают 131 станция из 184 у Вымпелкома, у компании Смартс – 17 станций, у Таиф-Телкома – 26, у Татинкома – 32.
Интересная ситуация складывается: нарушения налицо, да и нарушители известны, а работать им никто не запрещает. Пока в качестве мер воздействия применяются только штрафы.
У “Татспиртпрома” свои проблемы. По словам первого заместителя генерального директора этого предприятия Сергея Егорова, план приватизации ГУП “Татспиртпром” будет готов к концу года. Как и “Росспиртпром”, монополист местной алкогольной продукции будет акционироваться единым комплексом. Контрольный пакет акций, по всей видимости, перейдет государству. Однако Сергей Африканович не назвал ни потенциальных покупателей акций предприятия, ни объема инвестиций, в которых нуждается “Татспиртпром”. По его мнению, для успешного продвижения республиканской алкогольной продукции на внешний рынок, “неплохой” была бы сумма в десять миллионов долларов, ведь известно, что компания “Немирофф”, например, на освоение российского рынка ежегодно выкладывает около 30 миллионов “зеленых”.
На сегодняшний день ГУП “Татспритпром” включает в себя 16 спиртовых и ликероводочных заводов, 55 акцизных и оптовых складов, 154 фирменных магазина “Арыш Мае”. Балансовая прибыль предприятия по итогам 2003 года составила около 200 миллионов рублей. Нынче “Татспиртпром” – второй по величине после “Татнефти” налогоплательщик республики.
С начала 2004 года предприятиями “Татспиртпрома” произведено 2362,6 тысячи декалитров водки. “Ханская”, “Старая Казань” и некоторые другие известные марки водки пользуются успехом не только в родной республике, но и в США, Италии, странах ближнего зарубежья.
На 34 процента увеличилось производство спирта-ректификата, с начала года за пределы РТ отгружено около 1,5 тысячи декалитров качественного продукта – в 2,5 раза больше, чем за 7 месяцев прошлого года. Эта продукция “Татспиртпрома” весьма востребована: дело в том, что внутренние татарстанские стандарты на спирт несколько выше, чем российские, так что и качество его выше. Татарстанский спирт охотно закупает, например, Кингисеппская фирма-производитель водки “Русский стандарт” (Ленинградская область).
Кстати, наблюдается интересная тенденция: в Татарстане меняется структура потребления спиртного – замечен некоторый спад спроса на водку и крепкие спиртные напитки, зато растет интерес татарстанцев к слабоалкогольным напиткам. Так, ввоз вин нынче возрос на 22 процента. Прямо скажем, приятная новость.
В связи с этим “Татспиртпром” намерен возродить на республиканских винзаводах производство недорогих плодово-ягодных вин, именуемых когда-то в народе “чернилами”. Более престижные сорта вин уже производят на республиканских винзаводах. А так как виноградников в Татарстане никогда не было, вино производят из так называемых виноматериалов, привозимых чаще из Крыма. Для несведущих поясняем: виноматериал – это еще “несозревшее” вино, которое привозят в цистернах, потом доводят “до кондиции” и разливают по бутылкам. Как заметил руководитель республиканской Госалкогольинспекции Алексей Казаков, к выбору виноматериалов у татарстанцев подход весьма требовательный, так что качество производимых у нас напитков неплохое. Хотя, как скромно заметил Сергей Егоров, они все же уступают и французским, и чилийским винам.
Зато по цене наши куда доступнее…