“Тоннели строят настоящие мужчины”. Эти слова красуются над проходной, за которой “настоящие мужчины” строят станцию “Суконная слобода” Казанского метрополитена. Кто хоть раз побывал под землей, где эти люди в экстремальных условиях, независимо от времени года и суток, прокладывают подземную дорогу, тот поймет смысл вышеприведенных слов. К тому же возведение метро в Казани – дело сверхсложное, очень хлопотное, можно сказать, уникальное…
Проходчики оЩИТинились
Напомним, что по проекту схема Казанского метрополитена состоит из трех линий протяженностью около 44 километров. Они должны соединить центральную часть города с промышленными и “спальными” районами. Первая линия длиной 17 километров пройдет от северной промышленной зоны Казани через центр в сторону Танкодрома и Горок. То есть свяжет между собой пять из семи районов столицы. Но это задача на перспективу. Предстоящая главная цель метростроителей – ввести к тысячелетию Казани, к августу 2005 года, пусковой участок метрополитена протяженностью 8,67 километра. В пусковой комплекс входят пять станций – “Кремлевская”, “Площадь Тукая”, “Суконная слобода”, “Аметьево” и “Горки”, на которых вовсю кипит работа, а также электродепо, инженерный корпус и другие объекты.
– Сейчас уже не вызывает сомнений, что мы выполним планы, приуроченные к тысячелетнему юбилею Казани, – уверен начальник “Казметростроя” Марат Рахимов, участвовавший в строительстве Ташкентского метрополитена и самого протяженного в стране Северомуйского железнодорожного тоннеля (15,3 километра) на БАМе. – Наверное, даже в мире не найдется примера, когда на строительстве одной линии метрополитена работало бы одновременно восемь тоннелепроходческих комплексов! Последние два запущены совсем недавно, в августе…
Начало прокладке казанской “подземки” положил знаменитый тоннелепроходческий щит “Сююмбике”. Это оборудование, аналогичное тому, что работало под проливом Ла-Манш, изготовлено канадской фирмой “Lovat”. Причем специально для Казани, отличающейся сложными гидрогеологическими условиями. Имя казанской царицы присвоено мощной машине, начиненной электроникой, не случайно. Владелец компании “Lovat”, итальянец по происхождению, решил, что все комплексы бренда его фирмы будут носить женские имена – в честь покровительницы подземных работ Святой Барбары. Второй агрегат назвали “Катюшей”. Последние канадские щиты “Ольга” и “Полина” пришли из “Протонтоннельстроя”, они хорошо зарекомендовали себя в Подмосковье. Комплекс франко-германской фирмы “Wirth-NFM”, также недавно приступивший к проходке, именуется “Алтынчеч”. Три проходческих щита изготовлены еще в эпоху социализма, но и сейчас добросовестно несут службу на поприще метростроя Казани – они пришли из “Алма-Атаметростроя” и “Самараметростроя”. Два первых комплекса фирмы “Lovat” принадлежат “Казметрострою”, все остальные – субподрядные.
Сегодня “тайфуны с ласковыми именами” прокладывают тоннели между пятью станциями – каждый в своем направлении.
Конец застою
– В 2003 году мы из вялотекущего режима работы наконец-то перешли к бурным темпам строительства, – говорит Марат Рахимов. – Сравните сами. За 1997 год финансирование метростроя составило 22 миллиона рублей, 1998 год – 28 миллионов, 1999-й – 70 миллионов. Сегодня мы за день срабатываем на 20 миллионов рублей. На финансирование пускового комплекса первого участка метро в 2004-2005 годах из федерального, республиканского бюджетов и других источников предусмотрено 10,65 миллиарда рублей, в текущем году – 7,18 миллиарда. Пока на поступление средств не жалуемся. Но если начнутся сбои в финансировании, как было раньше, то и сбоев в строительстве не избежать…
В конце прошлого года поступление солидных средств из федерального бюджета позволило “Казметрострою” буквально за один месяц (в декабре) ввести в работу такие мощнейшие организации, как московские объединения “Космос” (куда входит и сочинский тоннельный отряд №44), “Ингеоком” и “Мосметрострой”, а также “Самараметрострой”, которые взяли сооружение “под ключ” сразу нескольких объектов. Субподрядчики пришли со своими людьми и техникой. И в течение одного-двух месяцев подготовили котлованы и приступили к монолитным работам. По словам Марата Рахимова, трудятся они качественно, в высоком темпе. Силами только своего коллектива численностью около тысячи человек “Казметрострой” не смог бы быстро освоить колоссальный фронт работ. Поэтому коллектив прирос почти тысячей приглашенных специалистов.
Как известно, в 2003 году произошло большое событие в жизни казанских метростроителей – завершение проходки левого перегонного тоннеля от станции “Площадь Тукая” до станции “Кремлевская”. Был преодолен сложнейший участок стройки.
– Премьер-министр республики Рустам Нургалиевич Минниханов, присутствовавший на сбойке, был удивлен точностью, с которой работает тоннелепроходческий щит “Сююмбике”, – рассказывает Марат Рахимов. – Состыковались мы миллиметр в миллиметр, причем на глубине 14 метров. Это говорит о высокой технической обеспеченности и профессионализме кадров. Последние дни проходки показали, насколько профессионально был подготовлен забой – мы шли с огромной скоростью, 14-17 метров в сутки, работая в сложных условиях горных доломитов. Хотя запланированная средняя скорость проходки щитов – 200 погонных метров в месяц. Но когда в полную мощь заработают все восемь машин, максимально сможем преодолевать 1100 метров в месяц.
Это не только колоссальный объем, но и колоссальная обеспеченность. Представляете, в каком режиме должен работать наш метростроевский завод ЖБИ, чтобы снабдить проходчиков необходимым количеством колец обделки? Придется увеличивать штат завода, оплату труда. Пока производство справляется с огромным объемом работ. Но чувствую, будет напряженно. Я говорил об этом с мэром Казани Исхаковым. Он дал “добро” на дополнительное финансирование еще трех комплектов оснастки. Остается дождаться первой проплаты…
– А какой самый трудный участок казанского метростроя? – спрашиваю Рахимова.
– Станция “Площадь Тукая”. Осталось преодолеть сложнейший отрезок котлована, где большой приток воды. Предпринятое водопонижение не обеспечило условий для полной откачки жидкости. В принципе, у нас есть технические решения по данной проблеме, только исполнить их очень трудно. Преодолеваем этот участок сантиметр за сантиметром, каждый из которых – достижение. За этим следуют монтаж оборудования, отделочные работы. Причем делать все нужно качественно. Я своим ребятам сказал: “Как только ликвидируем эту проблему, куплю и зарежу для вас барана, накрою стол…”
Сегодня на ряде улиц горожане испытывают определенные неудобства из-за метростроительных работ. Но потерпеть можно, зато потом, как обещает начальник “Казметростроя”, эти улицы предстанут перед казанцами в обновленном виде.
До конца нынешнего года метростроителям предстоит решить многие целевые задачи. К примеру, уже в августе должны сдать под устройство брусчатки улицу Петербургскую. Планируется открыть пешеходный переход по метромосту от микрорайона Танкодром до поселка Аметьево с выходом на железнодорожную станцию. Кроме того, в этом году должны укрепить и засыпать землей котлован станции “Горки”, открыть движение по улице Даурской – к улице Зорге.
В рабочем помещении на станции “Суконная слобода” вывешены графики работ на каждом объекте метростроя – их Марат Рахимов чертит сам. Не потому, что больше некому это сделать. Просто в процессе вычерчивания срабатывает зрительная память, и Марат Мулахмедович, даже разбуди его среди ночи, может сказать, на каком этапе работ и в какой точке метрополитена должны находиться его люди в данный момент.
Но метростроители уже готовятся и к 2005 году. Пока не наступили холода, нужно обустроить строительные площадки для обеспечения дальнейшей проходки тоннелей: под рекой Казанкой – между станциями “Кремлевская” и “Энергоинститут”, а также на Горках – в районе Приволжского рынка. “Добро” Госстроя России на это получено. Дело – за проектом отвода территорий.
Дело поставлено на поток
Сегодняшний день главного метростроителя республики начинается в пять утра. В 5.30 возле его подъезда уже стоит служебная машина. В 6.15 – утренняя летучка с участием мэра Казани Камиля Исхакова. Причем место проведения совещания мэр выбирает сам – после традиционных субботних объездов по всем объектам метростроя, когда определяются слабые участки стройки, которые нужно усилить в течение предстоящей недели. Зачастую начальник “Казметростроя” спорит с городским главой, главным образом, по поводу сроков начала или завершения каких-либо работ. Понятно, что мэр ратует за ускорение процесса. Но в строительстве тоннелей есть своя специфика. К примеру, прежде чем приступить к проходке, нужно произвести пусконаладочные, гидравлические и прочие процедуры, требующие определенного времени.
В 7.30 на станции “Суконная слобода” начинается суточная планерка, которую проводит вице-мэр Казани Олег Антосенко, курирующий вопросы строительства. Здесь, на “Суконке”, расположена “ставка” метростроителей, находится центральная диспетчерская служба, ведется компьютерное управление тоннелепроходческими машинами. Затем Рахимов обходит эксплуатационные участки, решает со своим персоналом конкретные вопросы.
Хорошо, если к обеду он ненадолго появится в управлении “Казметростроя”, где попробует “разгрести кабинетную текучку”. В 19-20 часов – последний обход: работникам дается задание на ночь. Домой Рахимов попадает не раньше 22 часов.
Суббота по напряженности не отличается от обычных дней. В воскресенье главный метростроитель старается побыть дома, отдохнуть. Но после полудня в квартире Рахимовых появляются коллеги во главе с главным инженером “Казметростроя” Владимиром Ждановым, который с утра успевает побывать на объектах. Так что начинается “домашнее” совещание.
В том, что метрополитен в Казани будет, Рахимов нисколько не сомневается, поскольку метро для миллионного города – это жизненная необходимость. Подземка разгрузит исторический центр Казани от наземного пассажирского транспорта. Будет способствовать решению экологической и транспортной проблем. После ввода в эксплуатацию только первой очереди метрополитена годовой объем пассажирских перевозок в городе составит 780 миллионов человек, то есть в 1,6 раза больше, чем сегодня.
По итогам 2003 года начальник МУП “Казметрострой” Марат Рахимов стал победителем республиканского общественного конкурса “Руководитель года”. Во время церемонии награждения он сказал, что присуждение ему этого звания расценивает как аванс: делается предприятием много, но результаты еще впереди.