В течение многих лет власти Казани говорили о необходимости строительства на реке Казанке четвертой транспортной дамбы, поскольку существующие мосты, соединяющие две части города, катастрофически не справлялись с растущей автомобильной нагрузкой. Но денег на фундаментальное сооружение не хватало, поэтому пять лет назад было воздвигнуто временное – наплавной мост. Или “стиральная доска”, как метко окрестили его водители.
Свет в конце тоннеля все-таки появился. К тысячелетию Казани было решено приурочить открытие первой очереди четвертой транспортной дамбы, названной в честь юбилея столицы республики “Миллениумом”. Причем новый мост, детище московских проектировщиков из института “Гипротрансмост”, должен быть вантовым, каковых в России мало. А точнее – пару лет назад один построили в Сургуте. Второй намеревались ввести в эксплуатацию в Питере – к трехсотлетию города, но не успели, так что сейчас достраивают. Третий обещан нам. Не хотелось бы, чтобы известная поговорка по поводу обещанного и трех лет оказалась пророческой. А основания для беспокойства есть…
К возведению “Миллениума” его подрядчик – мостостроительный отряд №3 ОАО “Волгомост” приступил в сентябре прошлого года. На счету этого отряда множество внушительных объектов, в том числе знаменитый мостовой переход через Каму в районе Сорочьих Гор – Мурзихи. Быстрыми темпами, в течение месяца, мостовики развернули стройку. Обустроили рабочий поселок, поставили прорабскую, наладили связь, начали бурить и бетонировать скважины, ставить опоры. Зимой работа кипела, чего не скажешь о сегодняшнем дне.
Правда, строительная площадка не пустует – рабочие там есть, но…
– Видите, ростверк стоит мертвым грузом, а бетонировать его не можем – нет бетона, – говорит Василий Пальмов, прораб самарского мостоотряда №21, работающего на объекте с саратовским мостоотрядом №8 по договору субподряда. – С материалом вообще плохо.
На верхней площадке буровой установки вороны свили огромное гнездо. Мостостроители рассказывают, что были свидетелями уже двух выводков, причем первый раз ворона отложила яйца, когда буровая еще функционировала.
Представителей “Гидромеханизации”, призванных намывать песок на берегу реки, не видно – нет песка и электричества, без чего гидромеханизаторы работать не могут…
Так в чем же причина вялотекущего процесса на одной из самых важных строительных площадок республики?
– Безденежье душит, поэтому и от графиков здорово отстаем, – объясняет начальник мостоотряда №3 Виталий Бородай. – На сегодняшний день мостоотряд сработал на 119 миллионов рублей, из них 89 миллионов задолжал нам заказчик объекта (департамент текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства администрации Казани. – И.Д.). Чтобы хоть как-то поддержать дух стройки, продолжаем работать за счет собственных оборотных средств, отрываем материальные ресурсы – металл, цемент, щебень и прочее – от других наших объектов (метро, окружной дороги и так далее). Из-за отсутствия финансирования зарплату задерживаем, налоги не платим. Задолжали “Гидромеханизации”, “Татфлоту” и Казанскому району водных путей и судоходства, которые баржами возят с Волги песок. Нужно намыть один миллион кубов песка. В свое время при строительстве камского моста намыли двадцать миллионов кубов, но там его не нужно было возить, земснарядами черпали со дна реки – не отходя от “кассы”. В Казанке песка нет.
В общем, зимой сделали больше, а сегодня даже щебенку не на что купить. Хотя сейчас самый благоприятный период для строительства…
Как выяснилось, некоторые результаты все же есть. Сделаны 98 из 157 фундаментов буровых столбов, 17 из 29 фундаментов опор, а также опорная конструкция под намыв грунта. В целом вся подводная и подземная работа выполнена на 65 процентов. Как бы тяжело ни было.
Еще проблема – заказчик тянет со сносом здания, попавшего в зону строительства. На месте, предназначенном для двух мостовых опор, находились два жилых дома. Из одного жильцов переселили, здание снесли. А второй так и стоит. Между этими опорами мостовики должны соорудить стапель, монтировать пролетные строения, после чего со стороны Центрального парка идти задвижками от берега в водную акваторию. Однако на этом клочке земли еще ни одной сваи не забито. А ведь на днях с Зеленодольского судостроительного завода сюда доставят пролетные конструкции. Так и будет груда металла лежать на земле, пока мостостроители не поставят опоры.
– Из тысячи тонн металла завод сделал шесть блоков пролетного строения эстакадной части путепровода, – продолжает В.Бородай. – Но, боюсь, одно предприятие не справится к сроку со всем объемом работ. В пролете моста 5200 тонн металлоконструкций, в пилоне – 700 тонн. Конечно, правильно руководство республики делает ставку на поддержку своего товаропроизводителя – нечего кормить чужие предприятия. Однако, чтобы на стройке круглые сутки кипела работа, нужно привлекать хотя бы еще один завод – пусть бы делал пилон…
Но самое провальное на стройке место, по словам Виталия Георгиевича, – “урезание” реки. Ширина Казанки в месте строительства мостового перехода была 1500 метров. Размер укоротили на 835 метров, намывая с берега песок. Чтобы насыпь была прочной, необходимо намыть, как мы уже сказали, один миллион кубов. Не сделано и половины. Если мостостроители могут трудиться круглый год, то у “Гидромеханизации” работа сезонная – до первых морозов. Не сделают вовремя насыпь – пиши пропало: к августу будущего года точно не прокатимся по новому мосту. Намытый песок набирает прочность через определенное время, и раньше срока грузить его нельзя. Так что технологию строительства необходимо соблюдать. Иначе потом, как образно выразился директор института “Казгражданпроект” Марат Кафиатуллин, можно заполучить не прочный мост, а “хронически больного ребенка”. Но и гидромеханизаторов не упрекнешь: кто ж рискнет работать без материалов, да еще и даром?
Чтобы сейчас закупить материалы и заказать все необходимое (то есть заткнуть сегодняшние дыры), нужно, по подсчетам специалистов-мостовиков, двести миллионов рублей. Пусковой же комплекс (а это одна из двух очередей моста с тремя полосами движения и подходами к нему) оценивается в полтора миллиарда.
Однако выяснить у заказчика, почему “заморожено” финансирование столь значимого объекта, нам не удалось. Дозвониться до кого-либо из начальников столичного департамента внешнего благоустройства – пустой номер. Почему? Одна из многочисленных секретарш этой городской структуры проговорилась, что руководством им дано строгое распоряжение: с журналистами не соединять!